Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 14

Если такое государство устрояют где-нибудь боги или сыновья
богов и обитают в нем больше чем по одному, то это - обитель радостной
жизни.
Ведь по пословице, даже бог не может противиться необходимости.
...Большинство... считает, будто хороший законодатель должен стремиться
видеть свое государство великим; будто он дает хорошие законы, думая о том,
чтобы государство было как можно богаче, что бы оно обладало золотыми и
серебряными рудниками и владычествовало над большинством государств как на
море, так и на суше. Надо было бы добавить: надлежащий законодатель должен
стремиться к тому, чтобы его государство было наилучшим и счастливейшим. Это
отчасти исполнимо, отчасти нет. Устроитель пожелал бы исполнимого; желать же
неисполнимого было бы тщетно, тут напрасны даже попытки. Например,
устроитель пожелал бы, чтобы граждане стали добродетельными, а вместе с тем
и неизбежно счастливыми; стать же очень богатыми, оставаясь добродетельными,
невозможно - по крайней мере богатыми в том смысле, как это понимает
большинство. Ведь богатыми называют тех избранных людей, которые приобрели
имущество, оцениваемое огромной суммой, хотя бы сам владелец и был дурным
человеком. Но одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.
...Если кто приобретает и честным, и бесчестным путем, его барыши вдвое
больше, чем у того, кто приобретает одним только честным. Издержки же тех,
кто не желает тратиться ни на прекрасное, ни на постыдное, вдвое меньше
издержек прекрасных людей на прекрасные нужды. При таких двойных доходах и
половинных расходах одного разве разбогатеет другой, тот, кто поступает
прямо наоборот? [195]
Было бы прекрасно, если бы каждый член колонии обладал и всем остальным
имуществом в равной доле со всеми. Но это невозможно... В зависимости от
величины имущества надо установить четыре класса, назвав их: первый, второй,
третий, четвертый или как-нибудь иначе. Граждане либо пребывают в своем
классе, либо, разбогатев или обеднев, переходят в подобающий каждому из них
класс.
Кроме того, я установил бы как вытекающий из предыдущего и следующий
вид закона: ведь мы утверждаем, что в государстве, не причастном величайшей
болезни, более правильным названием которой было бы "междоусобие" или
"раздор", не должно быть ни тяжкой бедности среди некоторых граждан, ни в
свою очередь богатства, ибо бедность и богатство взаимно порождают друг
друга. Вот и надо теперь законодателю установить пределы бедности и
богатства.
Но мы должны вообще иметь в виду еще вот что: всему указанному сейчас
вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления, так, чтобы
все случилось по нашему слову. Найдутся ли люди, которые не возмутятся
подобным устройством общества и которые в течение всей жизни станут
соблюдать установленную умеренность в имуществе и рождении детей, о чем мы
упоминали раньше, или люди, которые расстанутся с золотом и всем тем, что
будет запрещено законодателем? [...]



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz