Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 21

...Законодатель должен не только
начертать законы, но и, кроме того, включить в свой набросок мнение о том,
что прекрасно и что нет. А образцового гражданина это должно обязывать
ничуть не меньше, чем предписания, за неисполнение которых законы грозят
наказанием.



Книга 8



Афинянин. В самом деле, общность души и тела ничуть не лучше их
разобщения, я это серьезно готов утверждать.
Поэтому государство наше, как и любой отдельный в нем человек, должно
жить счастливо, а те, кто счастливо живет, по необходимости должны прежде
всего не обижать друг друга и не подвергаться обидам со стороны других.
Первое из двух этих условий не столь уж трудное, но очень трудно обладать
такой силой, чтобы не подвергаться обидам. [...] И раз дело обстоит таким
образом, каждый должен упражняться в войне не на войне, а в мирной жизни.
Поэтому разумное государство должно уделять воинским упражнениям в лагерях
каждый месяц не меньше одного дня, лучше же - больше, если так решат
правители; при этом не надо бояться ни холода, ни жары. ...Надо, чтобы при
этом происходили торжественные бои, по возможности наглядно воспроизводящие
настоящие. Для каждого отдельного состязания надо установить победные
награды и отличия. Граждане будут восхвалять друг друга или порицать, смотря
по тому, каким кто себя выкажет на состязаниях да и вообще в своей жизни.
По всей стране граждане должны будут вступать друг с другом в борьбу,
борясь за захват каких-нибудь мест, устраивая засады и вообще подражая
военным действиям. Они будут метать ядра и пускать стрелы, по возможности
подобные настоящим, пользуясь не совсем безопасными снарядами, чтобы это
была не просто безопасная взаимная забава, но присутствовал бы и страх,
тогда обнаружится, у кого есть присутствие духа, а у кого нет. Первым
оказывается почет, вторые же предаются бесчестью. Таким образом, все
государство, пока оно существует, все время должным образом подготовляется к
настоящему бою. Если при этом кто-нибудь даже лишится жизни, то, поскольку
убийство произошло невольно, руки убийцы считаются чистыми, после того как
он по закону совершит очищение. Законодатель держится того мнения, что
смерть немногих людей будет восполнена рождением других, притом не худших,
чем были погибшие. Если же исключить здесь страх, то нельзя будет найти
средство отличать лучших людей от худших, а это будет для государства
значительно большей бедой.
...Из-за страсти к богатству, поглощающей весь досуг, люди не заботятся
ни о чем, кроме своего собственного достатка. [...] Это и следует признать
одной из причин, почему государства не желают серьезно вводить как
упомянутые обычаи, так и вообще любой другой достойный обычай. Из-за
ненасытной страсти к золоту и серебру всякий готов прибегнуть к любым
уловкам и средствам, достойные ли они или нет, лишь бы разбогатеть.
Благочестив ли поступок или нечестен и безусловно позорен, это его не
трогает, лишь бы только обрести обильную пищу, питье и, словно зверь,
предаваться всевозможному сладострастию.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz