Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 25


Пожалуй, все мы признаем, что одни из нас сильнее удовольствий и
ярости, а другие - слабее.
Но неслыханно, чтобы одни из нас были сильнее невежества, а другие -
слабее.
Все эти три свойства - [яростный дух, склонность к удовольствиям и
невежество] - заставляют нас искать удовлетворения их желаний и нередко
влекут нас в противоположные стороны. [...]
Так вот, теперь я могу ясно и прямо определить, как я понимаю различие
между справедливостью и несправедливостью. Тираническое господство в душе
ярости, страха, удовольствия, страдания, зависти и страстей я считаю
несправедливостью вообще, все равно, наносит это кому-нибудь вред или нет.
Напротив, господство в душе представлений о высшем благе, каких бы воззрений
ни держалось государство или частные лица на возможность его достижения,
делает всякого человека порядочным. Хотя бы он и совершил какой-нибудь
ложный шаг, все равно надо считать вполне справедливым поступок, совершенный
подобным образом, и все, что происходит под руководством такого начала,
является наилучшим для человеческой жизни. Многие относят такое нанесение
вреда к невольной несправедливости. Мы сейчас не станем спорить из-за
названий, зато в первую очередь как можно лучше запомним выяснившееся сейчас
наличие трех видов проступков. Итак... ярость и страх составляют у нас один
их вид. [...]
Второй вид проступков проистекает из-за удовольствий и, с другой
стороны, из-за страстей; третий вид связан со стремлением к осуществлению
надежд и правильного мнения о наивысшем благе.
Самое великое зло - это господство страсти, когда душа дичает от
вожделений. Всего более это проявляется в том, к чему у большинства имеется
самое глубокое и сильное вожделение, то есть в силе, которая вследствие
дурных природных свойств и воспитания порождает тысячи побуждений к
ненасытному и беспредельному стяжанию имущества либо денег. Причиной же
невоспитанности служит распространенное среди эллинов и варваров мнение,
превратно восхваляющее богатство. Признавая богатство первым из благ - между
тем как на самом деле оно стоит лишь на третьем месте, - они портят и самих
себя, и свое потомство. Насколько лучше и прекраснее было бы, если бы во
всех государствах господствовал истинный взгляд на богатство: оно существует
ради тела, тело же существует ради души. Раз имеются блага, ради которых и
существует богатство, значит, его надо поставить на третье место - после
телесных и душевных качеств. Положение это учит, что человек, желающий быть
счастливым, должен не стремиться к обогащению, но быть богатым, сохраняя
справедливость и рассудительность. В этом случае в государствах не было бы
убийств, которые требуют для своего искупления других убийств. [...] На
втором месте стоит честолюбие, порождающее в одержимой им душе зависть,
которая с трудом уживается прежде всего со своим владельцем, а затем и с
лучшими людьми в государстве.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz