Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 12

Но поистине в каждом отдельном случае
виновником всех проступков человека выступает как раз его чрезмерное
себялюбие. Ибо любящий слеп по отношению к любимому, так что плохо может
судить, что справедливо, хорошо и прекрасно, но всегда склонен отдавать
предпочтение перед истиной тому, что ему присуще. Кто намерен стать
выдающимся человеком, тот должен любить не себя и свои качества, а
справедливость, осуществляемую им самим либо кем-то другим.
Из этого же заблуждения проистекает и то, что всем свое собственное
невежество кажется мудростью. Поэтому-то мы и считаем, что знаем все, тогда
как мы не знаем, можно сказать, ничего. Мы не поручаем другим делать то, что
не умеем, пытаемся все делать сами и неизбежно ошибаемся. Вот почему каждый
человек должен избегать чрезмерного себялюбия, всегда искать тех, кто лучше
его, и не стыдиться ставить их выше себя.
...Припоминание есть прилив уходящей разумности.
Но это вещи скорее божественные, человеческих же мы еще не изложили, а
между тем следовало бы. Ведь мы обращаемся к людям, а не к богам.
Преимущественно человеческими по природе являются удовольствия, страдания,
вожделения. Всякое смертное существо неизбежно подвержено им и в своих
устремлениях очень от них зависит. Поэтому должно хвалить наилучшую жизнь не
только за то, что она своим обликом может стяжать добрую славу, но и за то,
что она приведет нас к тому, к чему все мы стремимся, - именно к тому, чтобы
в течение всей жизни испытывать больше радости и меньше скорби...
Следует заметить, что жизнь любого человека от природы заключена в эти
пределы, и надо уяснить, какой именно жизни мы ждем согласно природе. Если
же мы станем утверждать, что желаем чего-либо вопреки природе, то наши слова
будут следствием лишь неопытности и незнания действительной жизни.
Сколько есть родов жизни и какие они, в отношении которых нам следует
заранее совершать выбор и усматривать в них недобровольное, но желательное
и, сделав такую жизнь законом, одновременно избрав милое, приятное, благое и
прекрасное, жить наисчастливейшим образом, насколько это доступно людям? Мы
можем указать на следующие виды: рассудительную жизнь, разумную,
мужественную, здоровую. Этим четырем видам противоположны четыре других:
безрассудная жизнь, разнузданная, трусливая, нездоровая.
Жизнь всякой людской толпы лишена рассудительности либо по невежеству,
либо из-за отсутствия самообладания, либо по обеим этим причинам. [...] Мы
же не хотим избрать такой род жизни, где перевешивают страдания... В целом
мы можем сказать, что жизнь рассудительная перевешивает разнузданную,
разумная - безрассудную, мужественная - трусливую, ибо в первых как
удовольствий, так и страданий меньше, они незначительнее и реже. Но в первых
перевешивают удовольствия, а во-вторых, наоборот, страдания. [...] Поэтому
первые виды жизни приятнее вторых... Словом, жизнь, причастная добродетели,
душевной ли или телесной, приятнее жизни, причастной пороку.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz