Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 13


Относительно очищений государства дело обстоит так: полных очищений
существует немало; одни из них легче, другие более тягостны. Тягостные и
наилучшие мог бы установить лишь тот, кто одновременно является и тираном и
законодателем. Законодатель, лишенный тиранической власти, при установлении
нового государственного строя и законов должен удовольствоваться самыми
мягкими способами очищений. Наилучший способ мучителен совершенно также, как
бывает, когда принимают подобного рода лекарства. При этом способе
правосудие влечет за собой справедливое возмездие; возмездие заканчивается
смертью или изгнанием. Так обыкновенно отделываются от величайших, к тому же
неисцелимых, преступников, чрезвычайно вредных для государства. Более мягкий
способ очищения заключается у нас вот в чем: если неимущие люди, следуя за
своими вождями, выкажут из-за недостатка воспитания склонность выступить
против имущих, это станет болезнью, вкравшейся в государство. Поэтому их
надо выслать прочь, делая это, однако, в высшей степени дружелюбно и смягчая
их удаление названием "переселение". Так или иначе всякому законодателю
надлежит это сделать сразу. ...Когда много ручьев или потоков вливаются в
одно озеро и там сливаются вместе, надо прежде всего следить, чтобы
сливающаяся вода была как можно чище, а для этого надо то вычерпывать, то
отводить воду, устраивая каналы. Стало быть, и всякое устроение государства
сопряжено, как водится, с трудом и опасностью. Впрочем, сейчас мы занимаемся
этим лишь словесно, а не на самом деле. Поэтому предположим, что наши
граждане уже собраны и что уже произведено разумное их очищение. Мы не дали
плохим людям, пытавшимся сделаться гражданами нашего государства,
осуществить свое намерение, ибо мы хорошо распознали их за достаточный
промежуток времени путем всяческих испытаний; наоборот, хороших людей мы
привлекли, обходясь с ними по мере сил дружелюбно и милостиво.
...страшного и опасного спора о переделе земли и о снятии долгов. [...]
Остается, можно сказать, только одно - молиться, чтобы переход этот
осуществился незаметно, мало-помалу и в течение долгого времени.
...Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении
ненасытности.
Создается ли с самого начала новое государство или переустраивается
выродившееся старое, все равно никто из имеющих разум не станет колебать
ничего, касающегося богов и святынь...
...Мы строим государство лишь второе по сравнению с наилучшим. [...]
Наилучшим является первое государство, его устройство и законы. Здесь
все государство тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее,
что у друзей взаправду все общее. Существует ли в наше время где-либо и
будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся
собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из
жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать
общим то, что от природы является частным, - глаза, уши, руки, - так, чтобы
казалось, будто все сообща видят, слышат и действуют, все восхваляют или
порицают одно и то же? По одним и тем же причинам все будут радоваться или
огорчаться, а законы по мере сил сплотят в единое целое государство, выше
которого в смысле добродетели, правильности и блага никто никогда не сможет
установить.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz