Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 29

Зато когда предмет движет сам
себя и изменяет другой предмет, а этот другой - третий и так далее, то есть
когда движение сообщается бесчисленному количеству предметов, то найдется ли
какое-либо иное начало движения всех этих предметов, кроме изменения этого
движущего самого себя предмета?
Зададим себе еще такой вопрос и сами же на него ответим: если бы все
вещи тотчас же после своего возникновения остались неподвижными... какое
движение из перечисленных выше должно было бы необходимо возникнуть среди
них первым? Разумеется, то, что движет само себя. В самом деле: до того
времени оно не могло подвергнуться изменению под влиянием другого
[предмета], потому что в вещах тогда вовсе не было перемен. Следовательно,
первоначало всех видов движений, первым зародившееся среди стоящих вещей и
движимых, есть, по нашему признанию, самодвижущееся, наиболее древнее и
сильное из всех изменений; а ту вещь, что изменяется под влиянием другой и
затем приводит в движение другие вещи, мы признаем вторичной.
Не допускаешь ли ты также, что о каждой вещи мы можем мыслить трояко?
[...]
Во-первых, сущность вещи, во-вторых, определение этой сущности,
в-третьих, ее название.
Каково же определение того, чему имя "душа"? Разве существует другое
какое-либо определение, кроме только что данного: "душа - это движение,
способное двигать само себя"?
...Душа есть то же самое, что первое возникновение и движение вещей
существующих, бывших и будущих, а равным образом и всего того, что этому
противоположно, коль скоро выяснилось, что она - причина изменения и
всяческого движения всех вещей.
Не правда ли, движение какого-либо предмета, вызванное другим предметом
и никогда и ни в чем не проявляющееся как движение само по себе, вторично? И
какими бы незначительными числами ни измеряли мы продолжительность этого
движения, все же оно останется изменением на самом деле неодушевленного
тела.
Вспомним же то, о чем мы согласились раньше: если окажется, что душа
старше тела, то и все относящееся к душе будет старше всего относящегося к
телу. [...]
Стало быть, нравственные свойства, желания, умозаключения, истинные
мнения, заботы и память возникли раньше, чем длина тел, их ширина, толщина и
сила, - коль скоро душа возникла раньше тела.
Не следует ли признать, что душа, правящая всем и во всем обитающая,
что многообразно движется, управляет также и небом? [. ..]
Но одна ли [душа] или многие? Я отвечу за вас: многие. Ибо мы никак не
можем предположить менее двух - одной благодетельной и другой, способной
совершать противоположное тому, что совершает первая. [...]
Итак, душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море, с помощью
своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение,
забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и
страх, любовь и ненависть. Правит она и с помощью всех родственных этим и
первоначальных движений, которые в свою очередь вызывают вторичные движения
тел и ведут все к росту либо уничтожению, к слиянию либо к расщеплению и к
сопровождающему все это теплу и холоду, тяжести и легкости, жесткости и
мягкости, белизне или черному цвету, к кислоте или сладости.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz