Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 15

Все это точно рассказ о сновидении или
лепка государства и граждан из воска!
Но я держусь того мнения, что правильнее всего в каждом наброске
будущего не опускать ничего из самого прекрасного и истинного; это будет
служить образцом, к которому мы должны стремиться. Если там встретится
что-либо неосуществимое, то, конечно, его нужно будет избегать и не
стремиться к его выполнению. [...] Ведь даже самый захудалый ремесленник,
намереваясь создать что-либо заслуживающее внимания, должен постоянно
сообразовываться с сутью дела.
Следуя общему правилу, надо считать числовое распределение и
разнообразие числовых отношений полезным для всего, безразлично, касается ли
это отвлеченных чисел или же тех, что обозначают длину, глубину, звуки и
движение - прямое, вверх и вниз или же круговое. Законодатель должен все это
иметь в виду и предписать всем гражданам по мере их сил не уклоняться от
этого установления. Ибо для хозяйства, для государства, наконец, для всех
искусств ничто так не важно и ни какая наука не имеет такой воспитательной
силы, как занятие числами. Самое же главное то, что людей, от природы вялых
и невосприимчивых, это занятие с помощью божественного искусства пробуждает
и делает вопреки их природе восприимчивыми, памятливыми и проницательными.
Если еще с помощью других законов и занятий удастся изгнать неблагородную
страсть к наживе из душ тех, кто собирается усвоить себе на пользу эту
науку, то все это вместе было бы прекрасным и надлежащим воспитательным
средством. В противном случае вместо мудрости незаметно получится, так
сказать, лишь плутовство, как это теперь можно наблюдать у египтян, финикиян
и у многих других народов.





Книга 6



Афинянин. Следующее: всякому ясно, что законодательство - великое дело.
Но если хорошо устроенное государство поставит непригодную власть над хорошо
установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы и
положение создается весьма смешное; более того, это наносит государству
величайший ущерб и приводит его к гибели. [...]
Потому, видишь ли, и надо, чтобы лица, законно домогающиеся
правительственных должностей, предоставили достаточное доказательство
добродетели как своего рода, так и своей собственной, начиная с детства и
вплоть до времени избрания. В свою очередь и будущие избиратели должны быть
хорошо воспитаны, в духе законов, чтобы путем порицания или одобрения либо
выбрать, либо отвергнуть избираемого - смотря по заслугам каждого.
Выборы, проводимые таким образом, занимают середину между монархическим
и демократическим устройством. Ведь рабы никогда не станут друзьями господ,
так же как люди никчемные никогда не станут друзьями людей порядочных, хотя
бы они занимали и равные по почету должности. Ибо для неравных равное стало
бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера.
Но любому человеку нелегко усмотреть самое истинное и наилучшее
равенство, ибо это - суждение Зевса.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz