Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 20

Итак, вы - творцы, мы - тоже творцы. Предмет творчества у нас один и
тот же. Поэтому мы с вами соперники и по искусству, и по состязанию в
прекраснейшем действе. Один лишь истинный закон может по своей природе
завершить наше дело; на него у нас и надежда. Так не ожидайте же, что
когда-нибудь мы так легко позволим вам раскинуть у нас на площади шатер и
привести сладкоголосых артистов, оглушающих нас звуками своего голоса; будто
мы дадим вам витийствовать перед детьми, женщинами и всей чернью и об одних
и тех же занятиях говорить не то же самое, что говорим мы, но большей частью
даже прямо противоположное. В самом деле, мы - да и все государство в целом,
- пожалуй, совершенно сошли бы с ума, если бы предоставили вам возможность
делать то, о чем сейчас идет речь, если бы должностные лица не обсудили
предварительно, допустимы ли и пригодны ли ваши творения для публичного
исполнения или нет. Поэтому теперь вы, потомки изнеженных Муз, покажите
сначала правителям ваши песнопения для сравнения с нашими. Если они окажутся
такими же или если ваши окажутся даже лучшими, мы дадим вам хор. В противном
случае, друзья мои, мы этого никогда не сможем сделать.
Итак, для свободных людей остаются еще три предмета обучения: счет и
арифметика составляют один предмет; измерение длины, плоскости и глубины -
второй; третий касается взаимного движения небесных светил... Трудиться над
доскональным изучением всего этого большинству людей не надо, но только лишь
некоторым. [...] Однако правильно говорится, что большинство людей не имеют
необходимых сведений в этой области и пребывают в невежестве...
Многого недостает человеку, чтобы стать божественным, если он не может
распознать, что такое единица, два, три и вообще, что такое четное и
нечетное; если он вовсе не смыслит в счете; если он не в состоянии
рассчитать ночь и день; если он ничего не знает об обращении Луны, Солнца и
остальных звезд. [272]
...Но еще более боюсь я людей, прикоснувшихся к этим наукам, но
прикоснувшихся плохо. Полное невежество вовсе не так страшно и не является
самым великим из зол, а вот многоопытность и многознание, дурно
направленные, - это гораздо более тяжкое наказание.
Разве все мы, эллины, не полагаем, что длина и ширина так или иначе
соизмеримы с глубиной или что ширина и длина соизмеримы друг с другом?
...Это никоим образом невозможно...
...Все мы, эллины, заблуждаемся относительно великих богов - Солнца и
Луны. [...]
Мы говорим, что они никогда не движутся одним и тем же путем, так же
как некоторые другие звезды, и поэтому мы их называем блуждающими.
Друзья мои, это мнение о блуждании Луны, Солнца и остальных звезд
неправильно. Дело обстоит как раз наоборот. Каждое из этих светил сохраняет
один и тот же путь; оно совершает не много круговых движений, но лишь одно.
Это только кажется, что оно движется во многих направлениях.
Кроме законов есть и нечто иное, занимающее по своей природе среднее
место между наставлением и законом.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz