Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 30

Пользуясь всем
этим, душа, восприняв к тому же поистине вечно божественный ум, пестует все
и ведет к истине и блаженству. Встретившись же и сойдясь с неразумием, она
ведет все в противоположном направлении.
...Ведь если путь перемещения неба, со всем на нем существующим, имеет
природу, подобную движению, кругообращению и умозаключениям Ума, если то и
другое протекает родственным образом, значит, очевидно, должно признать, что
о космосе в его целом печется лучший род души и ведет его по наилучшему
пути.
Если же [космос] движется неистово и нестройно, то надо признать, что
это - дело злой души.
Какую же природу имеет движение Ума? [...]
Подобно тому как те, кто среди бела дня смотрит прямо на Солнце,
чувствуют себя так, словно кругом ночь, и мы не скажем, будто можем
когда-либо увидеть Ум смертными очами и достаточно познать. Безопаснее мы
усмотрим это, если станем взирать на образ того, о чем нас спрашивают. [...]
Надеюсь, мы не покажемся плохими творцами словесных образов, если
скажем, что оба, и разум, и совершающееся на одном месте движение, движутся
наподобие выточенного волчка тождественным образом, на одном и том же месте,
вокруг одного и того же [центра], постоянно сохраняя по отношению к одному и
тому же одинаковый порядок и строй.
Точно так же разве не было бы сродни всяческому неразумию движение,
никогда не совершающееся тождественным образом, в одном и том же месте,
вокруг одного и того же, - движение без определенного отношения к одному и
тому же [центру], происходящее в беспорядке, без всякой последовательности?
Теперь уже очень легко с точностью сказать, что раз душа производит у
нас круговращение всего, то по необходимости надо признать, что попечение о
круговом вращении неба и упорядочение его принадлежит благой душе. [...]
Если душа вращает все, то, очевидно, она же вращает и каждое в
отдельности - Солнце, Луну и другие звезды. [...]
Всякий человек видит тело Солнца, душу же его никто не видит. Равным
образом никто вообще не видит души тел одушевленных существ - ни живых, ни
мертвых. Существует полная возможность считать, что род этот по своей
природе совершенно не может быть воспринят никакими нашими телесными
ощущениями и что он лишь умопостигаем. Эту душу, все равно, провозит ли она
Солнце в колеснице, давая всем свет, или же воздействуя на него извне, либо
действует каким-то другим образом, всякий человек должен почитать выше
Солнца и признавать богом. Не правда ли?
Нам следует перейти к увещеванию того, кто признает бытие богов, но
отрицает их промысел над людскими делами.
Ведь если действительно невозможно иметь попечение сразу обо всем, то
это уже не будет небрежением со стороны того, кто не печется о малом...
Значит, если боги небрегут малым и незначительным во Вселенной,
остается считать, что они поступают так в сознании, что вообще не должно
иметь о таких вещах попечение.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz