Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 31


Мы признаем, что все смертные существа, равно как и все небо, - это
достояние богов.
...Верховный правитель видел, что все наши дела одухотворены и что в
них много добродетели, но и много порока... Обратив внимание на все это, он
придумал такое место для каждой из частей, чтобы во Вселенной как можно
вернее, легче и лучше побеждала бы добродетель, а порок был бы побежден. Для
всего этого он придумал, какое место должно занимать все возникающее. Что
касается качества возникающего, то он предоставил это воле каждого из нас,
ибо каждый из нас большей частью становится таким, а не иным сообразно с
предметом своих желаний и качеством своей души. [...]
Итак, все, что причастно душе, изменяется, так как заключает в самом
себе причину изменения; при этом все перемещается согласно закону и
распорядку судьбы. Если же душа, по своей ли собственной воле или под
сильным чужим влиянием, изменяется больше в сторону добродетели, то,
слившись с божественной добродетелью, она становится особенно добродетельной
и переносится на новое, лучшее и совершенно святое место. В противном же
случае - изменившись в сторону зла - она переносит свою жизнь туда, куда
подобает. Если ты станешь хуже, то отправишься к дурным душам, если же
лучше, то к лучшим. Вообще и при жизни, и после смерти каждый испытывает и
делает то, что ему свойственно. [...] Кто не понимает этой причастности, тот
никогда не найдет образца для своей жизни и не будет в силах дать себе отчет
в том, от чего зависит счастливая или несчастная доля.
Тот, кто говорит, будто боги всегда готовы простить несправедливых
людей и тех, кто творит несправедливые поступки, лишь бы кто-то из них
уделил им часть своей неправедной добычи, необходимо должен утверждать
следующее: если бы волки уделяли малую часть своих хищений собакам, те,
будучи укрощены дарами, позволили бы расхитить все стадо. Разве не таково
рассуждение тех, кто утверждает, что богов можно умилостивить?
Богов нельзя сравнить ни с военачальниками, ни с врачами, ни с
земледельцами, ни с пастухами, ни тем паче с собаками, которых заворожили
волки... [369]
Если мы хоть отчасти принесли пользу и убедили подобного рода людей
возненавидеть самих себя и полюбить противоположный образ мыслей, то наше
вступление к законам о нечестии сделано удачно.



Книга 11



Афинянин. Дорогой Клиний, лишь небольшая часть исключительных по своей
природе людей, получивших превосходное воспитание, может держать себя в
надлежащих границах, когда сталкивается с какими-нибудь нуждами и
вожделениями. Люди эти могут оставаться трезвыми, когда представляется
возможность добыть много денег, могут предпочесть умеренное многому.
Огромное большинство людей поступается как раз наоборот: их желания
неумеренны, и, хотя возможно извлекать умеренную прибыль, они предпочитают
быть ненасытными. Вот почему находятся на плохом счету и признаются
чрезвычайно постыдными занятия мелкого торговца, крупного купца и
содержателя гостиницы. ...Содержатели



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz