Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 32

гостиниц ради мелкой торговли строят
свои жилища в пустынных местах, где скрещиваются много дальних дорог; здесь
они дают желанный приют нуждающимся в нем путникам, доставляют им теплый и
безмятежный кров... Но после содержатель гостиницы вовсе не считает, что он
принял своих друзей и оделил их дружескими подарками; нет, он относится к
ним как к попавшим в плен врагам и отпускает их на волю лишь за огромный
неправедный и грязный выкуп. Вот такие-то бесчинства во всех этих делах и
являются причиной того, что подобные занятия правильно бывают на плохом
счету, хотя они должны были бы помогать людям в затруднительных положениях.
Так вот и для этого, как всегда, законодателю надо приготовить лекарство.
Впрочем, давно уже сказано, что трудно сражаться сразу с двумя, да
вдобавок еще противоположными бедами, как это бывает при болезнях и во
многих других случаях. И теперь нам предстоит сражаться с двумя
противниками: бедностью и богатством. Богатство развратило душу людей
роскошью, бедность их вскормила страданием и довела до бесстыдства.
Друзья, сегодня вы здесь, а завтра вас здесь не будет. Вам нелегко
разобраться сейчас в вашем имущественном положении, да и в самих себе (Как
советует Пифийская надпись). И вот я как законодатель устанавливаю: вы не
принадлежите самим себе и это имущество не принадлежит вам. Оно -
собственность всего вашего рода, как его предшественников, так и последующих
поколений; более того, весь ваш род и имущество - это собственность
государства. ...Я установлю законы, приняв в расчет все то, что наиболее
полезно всему государству и всему роду в целом. Этой цели я справедливо
подчиню интересы каждого отдельного человека. А вы благосклонно и
внимательно следуйте тем путем, который свойствен человеческой природе.
Нашей же задачей будет позаботиться о прочих ваших делах, что мы и сделаем
по мере возможности с величайшей тщательностью, ничего не упуская из виду.
Не скроем тягостной стороны таких законов... По-видимому здесь
упускается из виду, что среди людей подобные требования встретят тысячи
препятствий; им не захотят повиноваться, скорее соглашаясь подвергнуться
чему угодно, чем вступить в брак против воли, в особенности с лицами
больными или увечными телесно или духовно. Возможно, некоторым покажется,
будто законодатель совсем не взвесил этого. Но это предположение неверно.
Итак, в защиту законодателя и тех людей, кому он дает законы, надо
предпослать, пожалуй, некое общее вступление и обратиться к подвластным с
просьбой извинить законодателя, если он в своих заботах об общем благе не
всегда вместе с тем сможет устранить личные несчастья, случающиеся с каждым
из граждан.



Книга 12



Афинянин. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать
себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне и в
мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его
указаниям.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz