Философы Древней Греции - Платон - Пир - Страница 8


Но утверждают-то они это, глядя на поведение как раз таких людей и видя их
назойливость и непорядочность, ибо любое дело, если только оно делается
непристойно и не так, как принято, не может не заслужить порицания.

Обычай насчет любви, существующий в других государствах, понять
нетрудно, потому что там все определено четко, а вот здешний и лакедемонский
куда сложней. В Элиде, например, и в Беотии, да и везде, где нет привычки к
мудреным речам, принято просто-напросто уступать поклонникам, и никто там,
ни старый, ни молодой, не усматривает ничего предосудительного в этом
обычае, для того, видимо, чтобы тамошним жителям - а они не мастера говорить
- не тратить сил на уламывания; в Ионии же и во многих других местах,
повсюду, где правят варвары, это считается предосудительным. Ведь варварам,
из-за их тиранического строя, и в философии, и в занятиях гимнастикой
видится что-то предосудительное. Тамошним правителям, я полагаю, просто
невыгодно, чтобы у их подданных рождались высокие помыслы и укреплялись
содружества и союзы, чему, наряду со всеми другими условиями, очень
способствует та любовь, о которой идет речь. На собственном опыте узнали это
и здешние тираны: ведь любовь Аристогитона и окрепшая привязанность к нему
Гармодия положила конец их владычеству.

Таким образом, в тех государствах, где отдаваться поклонникам считается
предосудительным, это мнение установилось из-за порочности тех, кто его
придерживается, то есть своекорыстных правителей и малодушных подданных; а в
тех, где это просто признается прекрасным, этот порядок идет от косности
тех, кто его завел. Наши обычаи много лучше, хотя, как я уже сказал,
разобраться в них не так-то легко. И правда, есть учесть, что, по общему
мнению, лучше любить открыто, чем тайно, юношей достойных и благородных,
хотя бы они были и не так хороши собой; если учесть, далее, что влюбленный
встречает у всех удивительное сочувствие и ничего зазорного в его поведении
никто не видит, что победа в любви - это, по общему мнению, благо, а
поражение - позор; что обычай не только оправдывает, но и одобряет любые
уловки домогающегося победы поклонника, даже такие, которые, если к ним
прибегнешь ради любой другой цели, наверняка вызовут всеобщее осуждение
(попробуй, например, ради денег, должности или какой-нибудь другой выгоды
вести себя так, как ведут себя порою поклонники, донимающие своих
возлюбленных униженными мольбами, осыпающие их клятвами, валяющиеся у их
дверей и готовые выполнять такие рабские обязанности, каких не возьмет на
себя последний раб, и тебе не дадут проходу ни друзья, ни враги: первые
станут тебя отчитывать, стыдясь за тебя, вторые обвинят тебя в угодничестве
и подлости; а вот влюбленному все это прощают, и обычай всецело на его
стороне, словно его поведение поистине безупречно), если учесть наконец - и
это самое поразительное, - что, по мнению большинства, боги прощают
нарушение клятвы только влюбленному, поскольку, мол, любовная клятва - это
не клятва, и что, следовательно, по здешним понятиям, и боги и люди
предоставляют влюбленному любые права, - если учесть все это, вполне можно
заключить, что и любовь и благоволение к влюбленному в нашем государстве
считаются чем-то безупречно прекрасным.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
 
Сайт создан в системе uCoz