Философы Древней Греции - Платон - Пир - Страница 17



- Неужели, Сократ, - сказал Агафон, - я, по-твоему, так упоен театром,
что не понимаю, насколько для человека мало-мальски здравомыслящего
несколько умных людей страшнее многих невежд?

- Нет, Агафон, - отвечал Сократ, - это было бы нехорошо с моей стороны,
если бы я был о тебе такого нелепого мнения. Я не сомневаюсь, что, окажись
ты в обществе тех, кто, по-твоему, действительно умен, ты считался бы с ними
больше, чем с большинством. Но мы-то, боюсь я, к ним не относимся: мы-то
ведь тоже были в театре и принадлежали к большинству. А вот окажись ты в
обществе каких-нибудь умных людей, ты, наверное, устыдился бы их, если бы
считал, что делаешь что-то постыдное, не так ли?

- Ты прав, - отвечал Агафон.

- Ну, а большинства ты не стал бы стыдиться, если бы считал, что
делаешь что-то плохо?

- Дорогой мой Агафон, - вмешался в этот разговор Федр, - если ты будешь
отвечать Сократу, ему будет уже совершенно безразлично, что здесь
происходит, лишь бы у него был собеседник, тем более еще и красивый. Хоть
мне и приятно слушать беседы Сократа, я должен позаботиться о восхвалении
Эрота и потребовать от каждого из вас речи. Пусть каждый из вас обоих отдаст
сначала дань этому богу, а потом уж беседуйте друг с другом в свое
удовольствие.

Речь Агафона: совершенства Эрота

- Верно, Федр, - сказал Агафон, - и ничто не мешает мне начать речь. А
побеседовать с Сократом мне еще не раз представится случай.

Но я хочу сначала сказать, как должен говорить, а уж потом говорить.
Мне кажется, что все мои предшественники не столько восхваляли этого бога,
сколько прославляли то счастье и те блага, которые приносит он людям. Между
тем единственный верный способ построить похвальное слово кому бы то ни было
- это разобрать, какими свойствами обладает тот, о ком идет речь, и то,
причиной чего он является. Стало быть, и нам следовало бы воздать хвалу
сначала самому Эроту и его свойствам, а затем уже его дарам.

Итак, я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрот - если дозволено
так сказать, не вызывания осуждения, - самый блаженный, потому что он самый
красивый и самый совершенный из них. Самым красивым я называю его вот
почему. Прежде всего, Федр, это самый молодой бог. Что я прав, убедительно
доказывает он сам; ведь он бегом бежит от старости, которая явно не мешкает,
- во всяком случае, она приходит к нам быстрее, чем нужно. Так вот, Эрот по
природе своей ненавидит старость и обходит ее как можно дальше. Зато с
молодыми он неразлучен, - недаром исстари говорят, что подобное стремится к
подобному. Соглашаясь с Федром во многом другом, я не согласен с ним, что
Эрот старше Иапета и Крона. Я утверждаю, что он самый молодой из богов и
всегда молод, а что касается тех древних дел между богами, о которых
повествуют Гесиод и Парменид, то причиной их, если эти поэты говорят правду,
была Необходимость, а совсем не Любовь. Ведь боги не оскопляли бы и не
заковывали друг друга и вообще не совершали бы насилий, если бы среди них
был Эрот, а жили бы в мире и дружбе, как теперь, когда Эрот ими правит.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
 
Сайт создан в системе uCoz