Философы Древней Греции - Платон - Пир - Страница 21



- Разрешаю, - сказал Федр, - спрашивай.

Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом

И Сократ, продолжал Аристодем, начал примерно так:

- Ты показал в своей речи поистине прекрасный пример, дорогой Агафон,
когда говорил, что прежде надо сказать о самом Эроте и его свойствах, а
потом уже о его делах. Такое начало очень мне по душе. Так вот, поскольку ты
прекрасно и даже блестяще разобрал свойства Эрота, ответь-ка мне вот что.
Есть ли Эрот непременно любовь к кому-то или нет? Я не спрашиваю, любовь ли
это, скажем, к отцу или матери - смешон был бы вопрос, есть ли Эрот любовь к
матери или отцу, - нет, я спрашиваю тебя так, как спросил бы ну, например,
об отце: раз он отец, то ведь он непременно доводится отцом кому-то? Если бы
ты захотел ответить на это правильно, ты бы, вероятно, сказал мне, что отец
всегда доводится отцом дочери или сыну, не так ли?

- Конечно, - отвечал Агафон.

- И мать точно так же, не правда ли?

Агафон согласился и с этим.

- Тогда ответь еще на вопрос-другой, чтобы тебе легче было понять, чего
я хочу. Если брат действительно брат, то ведь он обязательно брат кому-то?

Агафон отвечал, что это так.

- Брату, следовательно, или сестре? - спросил Сократ.

Агафон отвечал утвердительно.

- Теперь, - сказал Сократ, - попытайся ответить насчет любви. Есть ли
Эрот любовь к кому-нибудь или нет?

- Да, конечно.

- Так вот, запомни это покрепче и не забывай, а пока ответь, вожделеет
ли Эрот к тому, кто является предметом любви, или нет?

- Конечно, вожделеет, - отвечал Агафон.

{18}

- Когда же он любит и вожделеет: когда обладает предметом любви или
когда не обладает?

- По всей вероятности, когда не обладает, - сказал Агафон.

- А может быть, - спросил Сократ, - это не просто вероятность, но
необходимость, что вожделение вызывает то, чего недостает, а не то, в чем
нет недостатка? Мне, например, Агафон, сильно сдается, что это
необходимость. А тебе как?

- И мне тоже, - сказал Агафон.

- Отличный ответ. Итак, пожелал бы, например, рослый быть рослым, а
сильный сильным?

- Мы же согласились, что это невозможно. Ведь у того, кто обладает
этими качествами, нет недостатка в них.

- Правильно. Ну, а если сильный, - продолжал Сократ, - хочет быть
сильным, проворный проворным, здоровый здоровым и так далее? В этом случае
можно, пожалуй, думать, что люди, уже обладающие какими-то свойствами,
желают как раз того, чем они обладают. Так вот, чтобы не было никаких
недоразумений, я рассматриваю и этот случай. Ведь если рассудить, Агафон, то
эти люди неизбежно должны уже сейчас обладать упомянутыми свойствами - как
же им еще и желать их? А дело тут вот в чем. Если кто-нибудь говорит: "Я
хоть и здоров, а хочу быть здоровым, я хоть и богат, а хочу быть богатым, то
есть желаю того, что имею", - мы вправе сказать ему: "Ты, дорогой, обладая
богатством, здоровьем и силой, хочешь обладать ими и в будущем, поскольку в
настоящее время ты все это волей-неволей имеешь.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
 
Сайт создан в системе uCoz