Философы Древней Греции - Платон - Пир - Страница 28

Еще удивительнее,
однако,

{25}

обстоит дело с нашими знаниями: мало того что какие-то знания у нас
появляются, а какие-то мы утрачиваем и, следовательно, никогда не бываем
прежними и в отношении знаний, - такова же участь каждого вида знаний в
отдельности. То, что называется упражнением, обусловлено не чем иным, как
убылью знания, ибо забвение - это убыль какого-то знания, а упражнение,
заставляя нас вновь вспоминать забытое, сохраняет нам знание настолько, что
оно кажется прежним. Так вот, таким же образом сохраняется и все смертное: в
отличие от божественного, оно не остается всегда одним и тем же, но,
устаревая и уходя, оставляет новое свое подобие. Вот каким способом, Сократ,
- заключила она, - приобщается к бессмертию смертное - и тело, и все
остальное. Другого способа нет. Не удивляйся же, что каждое живое существо
по природе своей заботится о своем потомстве. Бессмертия ради сопутствует
всему на свете рачительная эта любовь.

Выслушав ее речь, я пришел в изумление и сказал:

- Да неужели, премудрая Диотима, это действительно так?

И она отвечала, как отвечают истинные мудрецы:

- Можешь быть уверен в этом, Сократ. Возьми людское честолюбие - ты
удивишься его бессмысленности, если не вспомнишь то, что я сказала, и
упустишь из виду, как одержимы люди желанием сделать громким свое имя,
"чтобы на вечное время стяжать бессмертную славу", ради которой они готовы
подвергать себя еще большим опасностям, чем ради своих детей, тратить
деньги, сносить любые тяготы, умереть, наконец. Ты думаешь, - продолжала
она, - Алкестиде захотелось бы умереть за Адмета, Ахиллу - вслед за
Патроклом, а вашему Кодру - ради будущего царства своих детей, если бы все
они не надеялись оставить ту бессмертную память о своей добродетели, которую
мы и сейчас сохраняем? Я думаю, - сказала она, - что все делают все ради
такой бессмертной славы об их добродетели, и, чем люди достойнее, тем больше
они и делают. Бессмертие - вот чего они жаждут.

Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело, - продолжала она, -
обращаются больше к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь
деторождением приобрести бессмертие и счастье и оставить о себе память на
вечные времена. Беременные же духовно - ведь есть и такие, - пояснила она, -
которые беременны духовно, и притом в большей даже мере, чем телесно, -
беременны тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобает
вынашивать? Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те
из мастеров, которых можно назвать изобретательными. Самое же важное и
прекрасное - это разуметь, как управлять государством и домом, и называется
это уменье рассудительностью и справедливостью. Так вот, кто смолоду
вынашивает духовные качества, храня чистоту и с наступлением возмужалости,
но испытывает страстное желание родить, тот, я думаю, тоже ищет везде
прекрасное, в котором он мог бы разрешиться от бремени, ибо в безобразном он
ни за что не родит.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
 
Сайт создан в системе uCoz