Философы Древней Греции - Платон - Пир - Страница 11



Двойственный этот Эрот заключен в самой природе тела. Ведь здоровое и
больное начала тела, по общему признанию, различны и непохожи, а непохожее
стремится к непохожему и любит его. Следовательно, у здорового начала один
Эрот, у больного - другой. И если, как только что сказал Павсаний, угождать
людям достойным хорошо, а распутникам - плохо, то и в самом теле угождать
началу хорошему и здоровому - в чем и состоит врачебное искусство -
прекрасно и необходимо, а началу плохому и больному - позорно, безобразно, и
нужно, наоборот, всячески ему противодействовать, если ты хочешь быть
настоящим врачом. Ведь врачевание - это, по сути, наука о вожделениях тела к
наполнению и к опорожнению, и кто умеет различать среди этих вожделений
прекрасные и дурные, тот сведущий врач, а кто добивается перемены, стремясь
заменить в теле одно вожделение другим, создавая нужное вожделение там, где
его нет, но где оно должно быть, и удаляя оттуда ненужное, тот - великий
знаток своего тела. Ведь тут требуется уменье установить дружбу между самыми
враждебными в теле началами и внушить им взаимную любовь. Самые же
враждебные начала - это начала совершенно противоположные: холодное и
горячее, горькое и сладкое, влажное и сухое и тому подобное. Благодаря
своему уменью внушать этим враждебным началам любовь и согласие наш предок
Асклепий, как утверждают присутствующие здесь поэты, - а я им верю - и
положил начало нашему искусству.


{10}


Но значит, кроме врачебного искусства, которое, как я сказал, подчинено
всецело Эроту, этот бог управляет также гимнастикой и земледелием. Что
касается музыки, то каждому мало-мальски наблюдательному человеку ясно, что
с нею дело обстоит точно так же, и именно это, вероятно, хочет сказать
Гераклит, хотя мысль его выражена не лучшим образом. Он говорит, что единое,
"расходясь, само с собою сходится", примером чего служит гармония лука и
лиры. Однако очень нелепо утверждать, что гармония - это раздвоение или что
она возникает из различных начал. Вероятно, мудрец просто хочет сказать, что
гармония возникает из звуков, которые сначала различались по высоте, а потом
благодаря музыкальному искусству друг к другу приладились. Ведь не может же
возникнуть гармония только оттого, что один звук выше, а другой ниже.
Гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал
различных, покуда они различны между собой, согласия не получается. И
опять-таки, раздваивающееся и несогласное нельзя привести в гармонию, что
видно и на примере ритма, который создается согласованием расходящихся
сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное
искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и
единодушие. Следовательно, музыкальное искусство есть знание любовных начал,
касающихся строя и ритма. Впрочем, в самом строении гармонии и ритма
нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
 
Сайт создан в системе uCoz