Философы Древней Греции - Платон - Пир - Страница 18


Итак, он молод и - вдобавок к своей молодости - нежен. Чтобы изобразить
нежность бога, нужен такой поэт, как Гомер. Утверждая, например, что Ата
богиня, и притом нежная, - по крайней мере, стопы у нее нежны, Гомер
выражается так:

{15}

Нежны стопы у нее: не касается ими

Праха земного она, по главам человеческим ходит.

Так вот, по-моему, он прекрасно доказал ее нежность, сказав, что
ступает она не по твердому, а по мягкому. Тем же доказательством
воспользуемся и мы, утверждая, что Эрот нежен. Ведь ходит он не по земле и
даже не по головам, которые не так-то уж и мягки, нет, он и ходит и обитает
в самой мягкой на свете области, водворяясь в нравах и душах богов и людей,
причем не во всех душах подряд, а только в мягких, ибо, встретив суровый
нрав, уходит прочь, когда же встретит мягкий - остается. А коль скоро всегда
он касается и ногами, и всем только самого мягкого в самом мягком, он не
может не быть необыкновенно нежным. Итак, это самый молодой бог и самый
нежный. К тому же он отличается гибкостью форм. Не будь он гибок, он не мог
бы всюду прокрадываться и сперва незаметно входить в душу, а потом выходить
из нее. Убедительным доказательством соразмерности и гибкости форм Эрота
служит то ни с чем не сравнимое благообразие, которым он, как все признают,
обладает. Ведь у любви и безобразия вечная распря. А о красоте кожи этого
бога можно судить по тому, что живет он среди цветов. Ведь на отцветшее и
поблекшее - будь то душа, тело или что другое - Эрот не слетит, он
останавливается и остается только в местах, где все цветет и благоухает.

О красоте этого бога сказано уже достаточно, хотя еще далеко не все.
Теперь надо сказать о его добродетелях, самая главная из которых состоит в
том, что Эрот не обижает ни богов, ни людей и что ни боги, ни люди не
обижают Эрота. Ведь если он сам страдает, то не от насилия - Эрота насилие
не касается, а если причиняет страдание, то опять-таки без насилия, ибо
Эроту служат всегда добровольно, а что делается с обоюдного согласия, то
"законы, эти владыки государства", признают справедливым. Кроме
справедливости, ему в высшей степени свойственна рассудительность. Ведь
рассудительность - это, по общему признанию, уменье обуздывать свои
вожделения и страсти, а нет страсти, которая была бы сильнее Эрота. Но если
страсти слабее, чем он, - значит, они должны подчиняться ему, а он -
обуздывать их. А если Эрот обуздывает желания и страсти, его нужно признать
необыкновенно рассудительным. Да и в храбрости с Эротом "и самому Аресу не
тягаться бы". Ведь не Арес владеет Эротом, а Эрот Аресом, - то есть любовь к
Афродите. А владеющий сильнее того, кем он владеет, и значит, Эрот, раз он
сильнее того, кто храбрее всех, должен быть самым большим храбрецом.

Итак, относительно справедливости, рассудительности и храбрости этого
бога сказано, остается сказать о его мудрости.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
 
Сайт создан в системе uCoz