Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 9

Как бы там ни было, в них заключены два враждебных
между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из
них опять-таки множество государств, так что ты промахнешься, подходя к ним
как к чему-то единому. Если же ты подойдешь к ним как ко множеству и
передашь денежные средства и власть одних граждан другим или самих их
переведешь из одной группы в другую, ты всегда приобретешь себе союзников, а
противников у тебя будет немного. И пока государство управляется разумно,
как недавно и было нами постановлено, его мощь будет чрезвычайно велика; я
говорю не о показной, а о подлинной мощи, если даже государство защищает
всего лишь тысяча воинов. ...
...Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает
быть единым, но не более этого.
...Потомство стражей, если оно не- удачно, надо переводить в другие
сословия, а одаренных людей из остальных сословий - в число стражей. Этим мы
хотели сказать, что и каждого из остальных граждан надо ставить на то одно
дело, к которому у него есть способности, чтобы, занимаясь лишь тем делом,
которое ему подобает, каждый представлял бы собою единство, а не множество:
так и все государство в целом станет единым, а не множественным.
...Даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать
законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают
правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан.
Адимант:
- Не стоит давать предписания тем, кто получил безупречное воспитание:
в большинстве случаев они сами без труда поймут, какие здесь требуются
законы. ...
А если нет, вся их жизнь пройдет в том, что они вечно будут
устанавливать множество разных законов и вносить в них поправки в расчете,
что таким образом достигнут совершенства.
Сократ:
- По твоим словам, жизнь таких людей будет вроде как у тех больных,
которые из-за распущенности не желают бросить свой дурной образ жизни. -
Забавное же у них будет времяпрепровождение: лечась, они добиваются
только того, что делают свои недуги разнообразнее и сильнее, но все время
надеются выздороветь, когда кто присоветует им новое лекарство.
Далее, разве не забавно у них еще вот что: своим злейшим врагом считают
они того, кто говорит им правду, а именно, что, пока они не перестанут
пьянствовать, наедаться, предаваться любовным утехам и праздности, им
нисколько не помогут ни лекарства, ни прижигания, ни разрезы, а также
заговоры, амулеты и тому подобное. ...
Следовательно, ты не воздашь хвалы и государству, которое все
целиком... занимается чем-то подобным.
Мы же в начале, когда основывали государство, установили, что делать
это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость
или какая-то ее разновидность. Мы установили и после все время повторяли,
если ты помнишь, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь
одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по
своим природным задаткам больше всего способен.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz