Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 40

-
Что же? Разве такое государство и такой человек не преисполнены
неизбежно страха? ...
Где же еще, в каком государстве, по-твоему, больше горя, стонов, плача,
страданий? ...
А думаешь ли ты, что всего этого больше у кого-нибудь другого, чем у
человека тиранического, неистовствующего из-за своих вожделений и страстей?
А разве не в такой тюрьме сидит тот тиран, чью натуру мы разбирали?
Ведь он полон множества разных страстей и страхов; со своей алчной душой
только он один во всем государстве не смеет ни выехать куда-либо, ни пойти
взглянуть на то, до чего охотники все свободнорожденные люди; большей частью
он, словно женщина, живет затворником в своем доме и завидует остальным
гражданам, когда кто-нибудь уезжает в чужие земли и может увидеть что-то
хорошее.
Вдобавок ко всем этим бедам еще хуже придется тому, кто внутренне плохо
устроен, то есть человеку с тираническими наклонностями, если он не проведет
свою жизнь как частное лицо, а будет вынужден каким-то случаем действительно
стать тираном и, не умея справляться с самим собой, попытается править
другими. Это вроде того, как если бы человек слабого здоровья, не
справляющийся со своими болезнями, проводил свою жизнь не в уединении, а,
напротив, был бы вынужден бороться и состязаться с другими людьми.
Значит... кто подлинно тиран, тот подлинно раб величайшей угодливости и
рабства, вынужденный льстить самым дурным людям. ему не удовлетворить своих
вожделений, очень многого ему крайне не достает, он оказывается поистине
бедняком, если кто сумеет охватить взглядом всю его душу. всю свою жизнь он
полон страха, он содрогается и мучается, коль скоро он сходен со строем того
государства, которым управляет. ...
...Власть неизбежно делает его завистливым, вероломным, несправедливым,
недружелюбным и нечестивым; он поддерживает и питает всяческое зло;
вследствие всего этого он будет чрезвычайно несчастен и такими же сделает
своих близких.
Раз государство подразделяется на три сословия, то и в душе каждого
отдельного человека можно различить три начала. ...
Мы говорили, что одно начало - это то, посредством которого человек
познает, другое - посредством которого он распаляется, третье же... мы
нарекли вожделеющим - из-за необычайной силы вожделений к еде, питью,
любовным утехам и всему тому, что с этим связано. Сюда относится и
сребролюбие, потому что для удовлетворения таких вожделений очень нужны
деньги. -
...И, если бы мы назвали это начало сребролюбивым и корыстолюбивым,
разве не было бы справедливым и такое наименование? ...
Дальше. Не скажем ли мы, что яростный дух всегда и всецело устремлен на
то, что бы взять верх над кем-нибудь, победить и прославиться? ...
Так что, если мы назовем его честолюбивым и склонным к соперничеству,
это будет уместно? ...
Ну а то начало, посредством которого мы познаем? Всякому ясно, что оно
всегда и полностью направлено на познание истины, то есть того, в чем она
состоит, а о деньгах и молве заботится менее всего. ...



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz