Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 7

Получится, что ты советуешь несправедливому человеку таиться и
соглашаешься с Фрасимахом, что справедливость - благо другого, что она
пригодна сильнейшему, для которого пригодна и целесообразна собственная
несправедливость, слабейшему не нужная. Раз ты признал, что справедливость
относится к величайшим благам, которыми стоит обладать и ради проистекающих
отсюда последствий, и еще более ради них самих, - каковы зрение, слух,
разум, здоровье и разные другие блага, подлинные по самом своей природе, а
не по мнению людей, - то вот эту сторону справедливости ты и отметь
похвалой, скажи, что она сама по себе помогает человеку, если он ее
придерживается, несправедливость же, напротив, вредит. А хвалить то, что
справедливость вознаграждается деньгами и славой, ты предоставь другим.
Сократ. - Если мы мысленно представим возникающее государство, то
увидим там зачатки справедливости и несправедливости, не так ли?
Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может
удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается.
Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для
удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие
люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь:
такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда
ли? ...
Так давай же займемся мысленно построением государства с самого начала.
Как видно, его создают наши потребности.
Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их
произведение хорошо, мы допустим его, если же нет - отвергнем. Мы уговорим
воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их
помощью формировать души детей скорее, чем их тела - руками. А большинство
мифов, которые они теперь рассказывают, надо отбросить.
Значит, и бог, раз он благ, не может быть причиной всего, вопреки
утверждению большинства. Он причина лишь немногих вещей, созданных им для
людей, а ко многому он не имеет отношения: ведь у нас гораздо меньше
хорошего, чем плохого. Причиной блага нельзя считать никого другого, но для
зла надо искать какие-то другие причины, только не бога.
Но когда говорят, что бог, будучи благим, становится для кого-нибудь
источником зла, с этим всячески надо бороться: никто - ни юноша, ни
взрослый, если он стремится к законности в нашем государстве, - не должен ни
говорить об этом, ни слушать ни в стихотворном, ни в прозаическом изложении,
потому что такое утверждение нечестиво, не полезно нам и противоречит самому
себе.
...Водить свою душу в обман относительно действитель- ности, оставлять
ее в заблуждении и самому быть невежественным и проникнутым ложью - это ни
для кого не приемлемо: здесь всем крайне ненавистна ложь. ...
А словесная ложь - это уже воспроизведение душевного состояния,
последующее его отображение...
Значит, любому божественному началу ложь чужда. ...



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz