Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 19

Оклеветать
же можно все на свете.
Так вот, если у философа возникнет необходимость позаботиться о том,
чтобы внести в частный и общественный быт людей то, что он усматривает
наверху, и не ограничиваться собственным совершенствованием, думаешь ли ты,
что из него выйдет плохой мастер по части рассудительности, справедливости и
всей вообще добродетели, полезной народу?
...Никогда, ни в коем случае не будет процветать госу- дарство, если
его не начертят художники по божественному образцу. ...
Взяв, словно доску, государство и нравы людей, они сперва бы очистили
ох, что совсем не легко.
Смешивая и сочетая качества людей, они создадут прообраз человека,
определяемый тем, что уже Гомер назвал боговидным и богоподобным свойством,
присущим людям. ...
И я думаю, кое-что они будут стирать, кое-что рисовать снова, пока не
сделают человеческие нравы, насколько это осуществимо, угодными богу.
...Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока
владыкой государства не станет племя философов или пока на деле не
осуществится тот государственный строй, который мы словесно обрисовали.
Осмелимся же сказать и то, что в качестве самых тщательных стражей
следует ставить философов.
Ты часто уже слышал: идея блага - вот это самое важное знание; через
нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное.
...Идею эту мы недостаточно знаем. А коль скоро не знаем, то без нее, даже
если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном, уверяю
тебя, ничто не послужит нам на пользу: это вроде того, как приобрести себе
какую-нибудь вещь, не думая о благе, которое она принесет. Или ты думаешь,
главное дело в том, чтобы приобрести побольше имущества, не думая о том,
хорошее ли оно?
Но ведь ты знаешь, что, по мнению большинства, благо состоит в
удовольствии, а для людей более тонких - в понимании. ... ... Оно есть
понимание того, что хорошо.
Разве не ясно и это: в качестве справедливого и прекрасного многие
выбрали бы то, что кажется им таковым, хотя бы оно и не было им на самом
деле, и соответственно действовали бы, приобретали и выражали бы свои
мнения; что же касается блага, здесь никто не довольствуется обладанием
мнимого, но все ищут подлинного блага, а мнимым всякий пренебрегает. ...
К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она
предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в
чем же оно состоит.
Мы считаем, что есть много красивых вещей, много благ и так далее, и мы
разграничиваем их с помощью определения. ...
А также, что есть прекрасное само по себе и так далее в отношении всех
вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже
обозначаем соответственно единой идеей, одной для каждой вещи. ...
И мы говорим, что те вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же ,
напротив, можно мыслить, но не видеть.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz