Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 48


Я думаю, мало кто отдает себе отчет в том, что чужие переживания для
нас заразительны: если к ним разовьется сильная жалость, нелегко удержаться
от нее и при собственных своих страданиях. -
Будь то любовные утехи, гнев или всевозможные другие влечения нашей
души - ее печали и наслаждения, которыми, как мы говорим, сопровождается
любое наше действие, - все это возбуждается в нас поэтическим воображением.
Оно питает все это, орошает то, чему надлежало бы засохнуть, и устанавливает
его власть над нами; а между тем следовало бы держать эти чувства в
повиновении, чтобы мы стали лучше и счастливее, вместо того, чтобы быть хуже
и несчастнее.
Уступи им, что Гомер самый творческий и первый из творцов трагедий, но
не забывай, что в наше государство поэзия принимается лишь постольку,
поскольку это гимны богам и хвала добродетельным людям. Если же ты допустишь
подслащенную Музу, будь то мелическую или эпическую, тогда в этом
государстве воцарятся у тебя удовольствие и страдание вместо обычая и
разумения...
Считаешь ли ты, что благо и зло существуют для каждой вещи? Например,
для глаз - воспаление, для всего тела - болезнь, для хлебов - спорынья, для
древесины - гниение, для меди и железа - ржавчина, словом, чуть ли не для
каждой вещи есть именно ей свойственное зло и болезнь? ...
Значит, каждую вещь губят свойственные ей зло и негодность, но если это
ее не губит, то уж ничто другое ее не разрушит. ...
...Порча тела - болезнь - изнемождает и разрушает тело, а это приводит
к тому, что оно уже перестает быть телом; так и все то, что мы теперь
перечислили, приходит к небытию, вследствие собственной порочности, которая
своим назойливым присутствием губит все изнутри.
Значит, и душу рассмотри точно так же. Может ли присутствующая в ней
несправедливость и прочая порочность извести и уничтожить ее своим
присутствием до такой степени, чтобы довести ее до смерти, отделив от тела
Обрати внимание, Главкон, что мы не считаем, будто тело должно
погибнуть непосредственно от испорченной пищи, в чем бы эта порча ни
состояла, то есть если пища несвежая, протухшая и так далее. А вот когда
испорченная пища вызывает в теле телесный недуг, тогда мы скажем, что тело
гибнет хотя и через посредство пищи, но от своего собственного порока, иначе
говоря, от болезни. А от порчи съестного, поскольку съестное и тело - разные
вещи, мы считаем, тело никогда не гибнет, пока это постороннее телу зло не
вызовет в нем зла, свойственного телу. ...
На том же самом основании, если порча тела не вызывает испорченности
души, присущей ей самой, мы никогда не признаем, будто душа гибнет от
постороннего зла, помимо своей собственной испорченности: это зло и присущее
ей зло - разные вещи. ...
...Мы ни за что не согласимся, будто душа гибнет от горячки или другой
болезни либо от перерезанного горла: если даже изрубить все тело на мелкие
кусочки, все это нисколько не увеличивает возможности ее гибели, пока нам не
докажут, что из-за этих страданий тела она сама становится менее
справедливой и благочестивой.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz