Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 21

Между тем другой раздел
душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу, такой предпосылки не
имеющему. Без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей
пролагает она себе путь.
...Те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предполагают
в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет,
фигуры, три вида углов, и прочее в том же роде. Это они принимают за
исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни
другим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих положений, они
разбирают уже и все остальное и последовательно доводят до конца то, что
было предметом их рассмотрения. ...
Но ведь когда они вдобавок пользуются чертежами и делают отсюда выводы,
их мысль обращена не на чертеж, а на те фигуры, подобием {знаком} которых он
служит. Выводы они делают только для четырехугольника самого по себе и его
диагонали, а не для той диагонали, которую они начертили. Так и во всем
остальном. То же самое относится к произведениям ваяния и живописи: от них
может падать тень, и возможны их отражения в воде, но сами они служат лишь
образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором.
...
Вот об этом виде умопостигаемого я тогда и говорил: душа в своем
стремлении к нему бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не
восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы
предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших
вещах...
Пойми также, что вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш
разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он
не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения
как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое
уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно
связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ни чем
чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы
относятся только к ним.
- Я понимаю, хотя и не в достаточной степени: мне кажется, ты говоришь
о сложных вещах. Однако ты хочешь установить, что бытие и все умопостигаемое
при помощи диалектики можно созерцать яснее, чем то, что рассматривается с
помощью только так называемых наук, которые исходят из предположений.
Правда, и такие исследователи бывают вынуждены созерцать область
умопостигаемого при помощи рассудка, а не посредством ощущений, но поскольку
они рассматривают ее на основании своих предположений, не восходя к
первоначалу, то, по-твоему, они и не могут постигнуть ее умом, хотя она
вполне умопостигаема, если постичь ее первоначало. Рассудком же ты
называешь, по-моему, ту способность, которая встречается у занимающихся
геометрией и им подобных. Однако это еще не ум, так как рассудок занимает
промежуточное положение между мнением и умом.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz