Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 8

Значит, бог - это нечто вполне простое и правдивое и на деле, и в
слове; он и сам не изменяется и других не вводит в заблуждение ни на словах,
ни посылая знамения - ни наяву, ни во сне. ...
...Боги не колдуны, чтобы изменять свой вид и вводить нас в обман
словом или делом.



Книга четвертая



Тут вмешался Адимант:
- Как же тебе защититься, Сократ, - сказал он, - если станут
утверждать, что не слишком-то счастливыми делаешь ты этих людей...
- ...Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то
особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать
таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы
рассчитывали найти справедливость, а несправедливость, наоборот, в наихудшем
государственном строе и на основании этих наблюдений решить вопрос, так
долго нас занимающий. ...
...Не заставляй нас соединять с должностью стражей такое счастье, что
оно сделает их кем угодно, только не стражами. Мы сумели бы и земледельцев
нарядить в пышные одежды, облечь в золото и предоставить им лишь для
собственного удовольствия возделывать землю, а гончары пускай с удобством
разлягутся у очага, пьют себе вволю и пируют, пододвинув поближе гончарный
круг и занимаясь своим ремеслом лишь столько, сколько им хочется. И всех
остальных мы подобным же образом можем сделать счастливыми, чтобы так
процветало все государство.
Нужно решить, ставим ли мы стражей, имея в виду наивысшее благополучие
их самих или же нам надо заботиться о государстве в целом и его процветании.
Посмотрим, не это ли портит всех остальных мастеров, так что они
становятся плохими...
- Что ты имеешь в виду?
- Богатство и бедность. ...Разбогатевший горшечник захочет ли,
по-твоему, совершенствоваться в своем ремесле? ...
Скорее он будет становиться все более ленивым и небрежным. ...
А если по бедности он не сможет завести себе инструмента... то его
изделия будут хуже и он хуже обучит этому делу своих сыновей и других
учеников. ...
Значит, и от того, и от другого - и от бедности, и от богатства - хуже
становятся как изделия, так и сами мастера.
Так, по-видимому, мы нашли для наших стражей еще что-то такое, чего
надо всячески остерегаться, как бы оно не проникло в государство незаметным
для стражей образом.
- Что же это такое?
- Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая
кроме новшеств - к низостям и злодеяниям.
- Конечно. Однако, Сократ, взвесь и это: как наше государство будет в
силах воевать, если оно не располагает денежными средствами, в особенности
если оно будет вынуждено вести войну с большим и богатым государством?
- Счастлив ты, если считаешь, что заслуживает названия государства
какое-нибудь иное, кроме того, которое основываем мы. ... У всех остальных
название должно быть длиннее, потому что каждое из них представляет собою
множество государств...



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz