Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 25

Да то общее, чем пользуется любое искусство, а также рассудок и знания,
то, что каждый человек должен узнать прежде всего.
- Что же это?
- Да пустяк: надо различать, что такое один, два и три. В общем я
называю это числом и счетом. Разве не так обстоит дело, что любое искусство
и знание вынуждено приобщаться к нему?
По своей природе она относится, пожалуй, к тому, что ведет человека к
размышлению, то есть к тому, что мы с тобой ищем, но только никто не
пользуется ею действительно как наукой, увлекающей нас к бытию. ...
Кое-что в наших восприятиях не побуждает наше мышление к дальнейшему
исследованию, потому что достаточно определяется самим ощущением; но кое-что
решительно требует такого исследования, поскольку ощущение не дает ничего
надежного. ...
Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно
противоположного ощущения, а то, что вызывает такое ощущение, я считаю
побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно нисколько
не больше, чем другое, ему противоположное, все равно, относится ли это
ощущение к предметам, находящимся вблизи или к далеким.
Естественно, что при таких обстоятельствах душа привлекает себе на
помощь рассуждение и размышление и прежде всего пытается разобраться, об
одном ли предмете или о двух разных предметах сообщает ей в том или ином
случае ощущение.
Ведь зрение, утверждаем мы, воспринимает большое и малое не раздельно,
а как нечто слитное, не правда ли?
Для выяснения этого мышление в свою очередь вынуждено рассмотреть
большое и малое, но не в их слитности, а в их раздельности: тут полная
противоположность зрению. ... Так вот, не из-за этого ли и возникает у нас
прежде всего вопрос: что же это, собственно, такое - большое и малое? ... И
таким образом, одно мы называем умопостигаемым, а другое - зримым. ...
Так вот как раз это я и пытался теперь сказать: кое-что побуждает
рассудок к деятельности, а кое-что - нет. То, что воздействует на ощущения
одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, а что
таким образом не воздействует, то и не будит мысль.
Значит, они принадлежат к тем познаниям, которые мы искали. Воину
необходимо их усвоить для войскового строя, а философу - для постижения
сущности всякий раз, как он вынырнет из области становящегося, иначе ему
никогда не стать мыслителем.
Действительно, теперь, после разбора искусства счета, я понимаю, как
оно точно и во многом полезно нам для нашей цели, если заниматься им ради
познания, а не по-торгашески. ...
...Оно усиленно влечет душу ввысь и заставляет рассуждать о числах
самих по себе, ни в коем случае не допуская, чтобы кто-нибудь подменял их
имеющими число видимыми и осязаемыми телами.
Вот ты и видишь, мой друг, что нам и в самом деле необходима эта наука,
раз оказывается, что она заставляет душу пользоваться самим мышлением ради
истины.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz