Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 5

Более того, эти люди ссылаются и на
другие преимущества доброй славы. Они говорят, что те, кто добился
благосклонности богов, получают от них блага, которые, как они считают, боги
даруют людям благочестивым
А согласно другим учениям, награды, даруемые богами, распространяются
еще дальше: после человека благочестивого и верного клятвам останутся дети
его детей и все его потомство. Вот за что - и за другие вещи в этом же роде
- восхваляют они справедливость. А людей нечестивых и неправедных они
погружают в какую-то трясину в Аиде и заставляют носить решетом воду.
Все в один голос твердят, что рассудительность и справедливость - нечто
прекрасное, однако в то же время тягостное и трудное, а быть разнузданным и
несправедливым приятно и легко и только из-за общего мнения и закона это
считается постыдным. Говорят, что несправедливые поступки по большей части
целесообразнее справедливых: люди легко склоняются к тому, чтобы и в
общественной жизни, и в частном быту считать счастливыми и уважать негодяев,
если те богаты и вообще влиятельны, и не во что не ставить и презирать
каких-нибудь немощных бедняков, пусть даже и признавая, что они лучше
богачей.
Из всего этого наиболее удивительны те взгляды, которые высказывают
относительно богов и добродетели, - будто бы и боги уделяют несчастье и
плохую жизнь многим хорошим людям, а противоположным - и противоположную
участь. Нищенствующие прорицатели околачиваются у дверей богачей, уверяя,
будто обладают полученной от богов способностью жертвоприношениями и
заклинаниями загладить тяготеющий на ком-либо или на его предках проступок,
причем это будет сделано приятным образом среди празднеств. ...Они уверяют,
что с помощью каких-то заклятий и узелков они склоняют богов себе на службу.
-
И сколько же такой всякой всячины, дорогой Сократ, утверждается
относительно добродетели и порочности и о том, как они расцениваются у людей
и у богов! Что же под впечатлением всего этого делать, скажем мы, душам
юношей? ... По всей вероятности, юноша задаст самому себе вопрос наподобие
Пиндара:
Правдой ли взойти мне на вышнюю крепость
Или обманом и кривдой - и под их защитой провести жизнь? Судя по этим
рассказам, если я справедлив, а меня таковым не считают, пользы мне от
этого, как уверяют, не будет никакой, одни только тяготы и явный ущерб. А
для человека несправедливого, но снискавшего себе славу справедливого жизнь,
как утверждают, чудесна. Но, скажет кто-нибудь, нелегко все время скрывать
свою порочность. Да ведь и все великое без труда не дается, ответим мы ему.
Тем не менее, если мы стремимся к благополучию, приходится идти по тому
пути, которым ведут нас эти рассуждения. Чтобы это осталось тайной, мы
составим союзы и общества; существуют же наставники в искусстве убеждать, от
них можно заимствовать судейскую премудрость и умение действовать в народных
собраниях; таким образом, мы будем прибегать то к убеждению, то к насилию,
так чтобы всегда брать верх и не подвергаться наказанию.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz