Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 10

-
Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть
справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так
говорили. ...
Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом - это, пожалуй, и
будет справедливостью. Знаешь, почему я так заключаю? ...
По-моему, кроме тех свойств нашего государства, которые мы рассмотрели,
- его рассудительности, мужества и разумности - в нем остается еще то, что
дает возможность присутствия их там и сохранения. И мы утверждали, что
остаток, после того, как мы нашли эти три свойства, и будет справедливостью.
Видно, в вопросе совершенства государства способность каждого
гражданина делать свое дело соперничает с мудростью, рассудительностью и
мужеством.
...Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже
свое. Значит, вмешательство этих трех сословий в чужие дела и переход из
одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом
может считаться высшим преступлением.
Значит, это и есть несправедливость. И давай скажем еще раз: в
противоположность ей справедливостью будет - и сделает справедливым
государство - преданность своему делу у всех сословий - дельцов,
ремесленников и стражей, причем каждое из них будет выполнять то, что ему
свойственно. -
Значит, мой друг, мы точно также будем расценивать и отдельного
человека: в его душе имеются те же виды, что и в государстве, и вследствие
такого же их состояния будет правильным применить к ним те же обозначения. -
Познаем мы посредством одного из имеющихся у нас свойств, а гнев
обусловлен другим, третье же свойство заставляет нас стремиться к
удовольствию от еды, деторождения и всего того, что этому родственно.
И многое будет многим лишь по отношению к малому, двойное к половинному
и так далее; опять-таки и более тяжелое - по отношению к более легкому,
более быстрое - к более медленному, горячее - к холодному и так же все
остальное, подобное этому.
А что сказать о наших знаниях? Не то же ли и там? Знание само по себе
соотносится с самим изучаемым предметом, знание какого бы предмета мы ни
взяли: оно таково потому, что оно относится к такому-то и такому-то
предмету. Я имею в виду вот что: когда научились строить дома, это знание
выделилось из остальных, поэтому его назвали строительным делом.
Какие качества имеет предмет знания, таким становится и само знание.
...
Но я не хочу этим сказать, что они имеют сходство с тем, с чем
соотносятся, например будто знание здоровья и болезней становится от этого
здоровым или болезненным, а знание зла или блага - плохим или хорошим.
Знание не становится тем же, что его предмет, оно соотносится со свойствами
предмета - в данном случае со свойством здоровья или болезненности, - и это
свойство его определяет.
И если, несмотря на то, что она {душа} испытывает жажду, ее все-таки
что-то удерживает, значит, в ней есть нечто отличное от вожделеющего начала,
побуждающего ее, словно зверя, к тому, чтобы пить.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz