Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 32

-
Но нехорошо еще и то, что они, пожалуй, не смогут вести какую бы то ни
было войну, так как неизбежно получилось бы, что олигархи, дав оружие в руки
толпы, боялись бы ее больше, чем неприятеля... Вдобавок они не пожелали бы
тратиться на войну, так как держатся за деньги. ...
Посмотри, не при таком ли именно строе разовьется величайшее из всех
этих зол?
- Какое именно?
- Возможность продать все свое имущество - оно станет собственностью
другого, - а продавши, продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа
ни к одному из его сословий, то есть не будучи ни дельцом, ни ремесленником,
ни всадником, ни гоплитом, но тем, кого называют бедняками и неимущими.
- Такой строй словно создан для этого!
- При олигархиях ничто не препятствует такому положению, иначе не были
бы в них одни чрезмерно богатыми, а другие совсем бедными.
Вслед за тем давай рассмотрим и соответствующего человека - как он
складывается и каковы его свойства.
...Пострадав и потеряв состояние, даже испугавшись, думаю я, за свою
голову, он в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему
прежде яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство,
в крайнюю бережливость и своим трудом понемногу копит деньги. Что ж, разве,
думаешь ты, такой человек не возведет на трон свою алчность и корыстолюбие и
не сотворит себе из них Великого царя..? ...
А у ног этого царя, прямо на земле, он там и сям рассадит в качестве
его рабов разумность и яростный дух. Он не допустит никаких иных
соображений, имея в виду лишь умножение своих скромных средств. Кроме
богатства и богачей, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а
его честолюбие будет направлено лишь на стяжательство и на все то, что к
этому ведет.
Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания,
не допуская других трат и подавляя прочие влечения как пустые.
Посмотри еще вот что: разве мы не признаем, что у него из-за недостатка
воспитание появляются наклонности трутня - отчасти нищенские, отчасти
преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности? ...
...Он укрощает их не по разумным соображениям, а в силу необходимости,
из страха, потому что дрожит за судьбу собственного имущества.
И конечно, его бережливость будет препятствовать ему выступить за свой
счет, когда граждане будут соревноваться в чем-либо ради победы или ради
удовлетворения благородного честолюбия; он не пожелает тратить деньги ради
таких состязаний и славы, боясь пробудить в себе наклонность к
расточительству...
После этого, как видно, надо рассмотреть демократию - каким образом она
возникает, а возникнув, какие имеет особенности, - чтобы познакомиться в
свою очередь со свойствами человека подобного склада и вынести о нем свое
суждение. ...
Олигархия переходит в демократию примерно следующим образом: причина
здесь в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том,
что надо быть как можно богаче. ...



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz