Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 47

Стало быть, подражательное искусство, будучи и само по себе низменным,
сочетаясь с низменным низменное и порождает.
Подражательная поэзия изображает людей действующими вынужденно либо
добровольно, причем свои действия люди считают удачными или неудачными, и во
всех этих обстоятельствах они либо скорбят, либо радуются. ...
А разве во всех этих обстоятельствах человек остается невозмутимым? Или
как в отношении зрительно воспринимаемых предметов, когда у него получается
распря с самим собой и об одном и том же одновременно возникали
противоположные мнения, так и в действиях человека бывает такая же распря и
внутренняя борьба? ...Душа наша кишит тысячами таких одновременно
возникающих противоречий.
Так, обычай говорит, что в несчастьях самое лучшее - по возможности
сохранять спокойствие и не возмущаться, ведь еще не ясна хорошая или плохая
их сторона, и, сколько не горюй, это тебя ничуть не продвинет вперед, да и
ничто из человеческих дел не заслуживает особо серьезного отношения, а
скорбь будет очень мешать тому, что важнее всего при подобных
обстоятельствах. ...
Тому, чтобы разобраться в случившемся, и, раз уж это, словно в игре в
кости, выпало нам на долю, распорядиться соответственно своими делами,
разумно выбрав наилучшую возможность, и не уподобляться детям, которые,
когда ушибутся, держатся за ушибленное место и только и делают, что ревут.
Нет, мы должны приучат душу как можно скорее обращаться к врачеванию и
возмещать потерянное и больное, заглушая лечением скорбный плач. ...
Лучшее же начало нашей души охотно будет следовать этим разумным
соображениям.
А то начало, что ведет нас к памяти о страдании, к сетованиям и никогда
этим не утоляется, мы будем считать неразумным, бездеятельным, под стать
трусости. -
Негодующее начало души зачастую может быть воспроизведено различным
образом, а вот рассудительный и спокойный нрав человека, который никогда не
выходит из себя, нелегко воспроизвести, и, если уж он воспроизведен, людям
бывает трудно его заметить и понять, особенно на всенародных празднествах
или в театрах, где собираются самые разные люди, ведь для них это было бы
воспроизведением чуждого им состояния. ...
Ясно, что подражательный поэт по своей природе не имеет отношения к
разумному началу души и не для его удовлетворения укрепляет свое искусство,
когда хочет достичь успеха у толпы. Он обращается к негодующему и
переменчивому нраву, который хорошо поддается воспроизведению. ...
Таким образом, мы по праву не приняли бы его в будущее благоустроенное
государство, раз он пробуждает, питает и укрепляет худшую сторону души и
губит ее разумное начало: это все равно что предать государство во власть
людей негодных, а кто по приличнее, тех истребить. То же самое, скажем мы,
делает и подражательный поэт: он внедряет в душу каждого человека в
отдельности плохой государственный строй, потакая неразумному началу души,
которое не различает, что больше, а что меньше, и одно и то же считает
иногда великим, а иногда малым, создавая поэтому образы, далеко отстоящие от
действительности.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz