Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 29

Кто способен все обозреть, тот - диалектик,
кому же это не под силу, тот - нет. ...
Вот тебе и придется подмечать, кто наиболее отличится в этом, кто будет
стойким в науках, на войне и во всем том, что предписано законом. Из этих
юношей, когда им исполнится тридцать лет, надо будет опять-таки произвести
отбор, окружить их еще большим почетом и подвергнуть испытанию их
способность к диалектике, наблюдая, кто из них умеет, не обращая внимания на
зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия. Но здесь
требуется величайшая осторожность, мой друг.
- А собственно, почему?
- Разве ты не замечаешь зла, связанного в наше время с умением
рассуждать, - насколько оно распространилось.
- В чем же оно состоит?
- Люди, занимающиеся этим, преисполнены беззакония.
- И в очень сильной степени.
- ...Относительно того, что справедливо и хорошо, у нас с детских лет
имеются взгляды, в которых мы воспитаны под воздействием наших родителей, -
мы подчиняемся им и их почитаем.
Когда перед человеком, находящемся в таком положении, встанет Вопрос,
вопрошая: "Что такое прекрасное?" - человек ответит так, как привычно усвоил
от законодателя, однако дальнейшее рассуждение это опровергнет. После частых
и всевозможных опровержений человек этот падет так низко, что будет
придерживаться мнения, будто прекрасное ничуть не более прекрасно, чем
безобразное. Так же случится и со справедливостью, с благом и со всем тем,
что он особенно почитал. После этого что, по-твоему, станется с его
почтительностью и послушанием?
- У него неизбежно уже не будет такого почтения и послушания.
- Если же он перестанет считать все это ценным и дорогим, как бывало, а
истину найти будет не в состоянии, то, спрашивается, к такому же иному
образу жизни ему естественно обратиться, как не к тому, который ему будет
лестен?
- Все другое исключено.
- Так окажется, что он стал нарушителем законов, хотя раньше соблюдал
их предписания. ...
Значит, чтобы люди тридцатилетнего возраста не вызывали у тебя
подобного сожаления, надо со всевозможными предосторожностями приступать к
рассуждениям. ...
Разве не будет одной из постоянных мер предосторожности не допускать,
чтобы вкус к рассуждениям проявлялся смолоду? Я думаю, от тебя не укрылось,
что подростки, едва вкусив о таких рассуждений, злоупотребляют ими ради
забавы, увлекаясь противоречиями и подражая тем, кто их опровергает, да и
сами берутся опровергать других, испытывая удовольствие от того, что своими
доводами они, словно щенки, тащат и рвут на части всех, кто им подвернется.
- Да, в этом они не знают удержу.
- После того как они сами опровергнут многих и многие опровергнут их,
они вскорости склоняются к полному отрицанию прежних своих утверждений, а
это опорочивает в глазах других людей и их самих да заодно и весь предмет
философии.
Разве не относится к мерам предосторожности все то, о чем мы говорили
раньше: допускать к отвлеченным рассуждениям лишь упорядоченные и стойкие
натуры, а не так, как теперь, когда за это берется кто попало, в том числе
совсем неподходящие люди?
А когда им будет пятьдесят, то тех из них, кто уцелел и всячески
отличился, - как на деле, так и в познаниях - пора будет привести к
окончательной цели - заставить их устремить ввысь свой духовный взор и
взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе,
взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также
самих себя - каждого в свой черед - на весь остаток своей жизни.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz