Философы Древней Греции - Платон - Государство - Страница 6


Но, скажут нам, от богов-то невозможно ни утаиться, ни применить к ним
насилие. Тогда, если боги не существуют или если они нисколько не заботятся
о человеческих делах, то и нам нечего заботиться о том, чтобы от них
утаиться. Если же боги существуют ... то следует сначала поступить
несправедливо, а затем принести жертвы богам за свои несправедливые
стяжания. Ведь, придерживаясь справедливости, мы, правда, не будем наказаны
богами, но зато лишимся выгоды, которую нам могла бы принести
несправедливость. Придерживаться же несправедливости нам выгодно, а что
касается наших преступлений и ошибок, так мы настойчивой мольбой переубедим
богов и избавимся от наказания. -
На каком еще основании выбрали бы мы себе справедливость вместо крайней
несправедливости. Ведь если мы владеем несправедливостью в сочетании с
притворной благопристойностью, наши действия будут согласны с разумом пред
лицом как богов, так и людей и при нашей жизни и после кончины - вот взгляд,
выражаемый большинством выдающихся людей. После всего сказанного есть ли
какая-нибудь возможность, Сократ, чтобы человек, одаренный душевной и
телесной силой, обладающий богатством и родовитый, пожелал уважать
справедливость, а не рассмеялся бы, слыша, как ее превозносят? Да и тот, кто
может опровергнуть все, что мы теперь сказали, и кто вполне убежден, что
самое лучшее - это справедливость, даже он будет очень склонен извинить
людей несправедливых и отнестись к ним без гнева, сознавая, что возмущаться
несправедливостью может лишь человек, божественный по природе, и
воздерживаться от нее может лишь человек, обладающий знанием, а вообще-то
никто не придерживается справедливости по доброй воле: всякий осуждает
несправедливость из-за своей робости, старости или какой-либо иной немощи,
то есть потому, что он просто не в состоянии ее совершать. Ясно, что это
так. Ведь из таких людей первый, кто только войдет в силу, первым же и
поступает несправедливо, насколько способен.
Сколько бы всех вас ни было, признающих себя почитателями
справедливости, никто, начиная от первых героев... никогда не порицал
несправедливость и не восхвалял справедливость иначе как за вытекающие из
них славу, почести и дары. А самое справедливость или несправедливость, их
действие в душе того, кто ими обладает, хотя бы это таилось и от богов, и от
людей, еще никто никогда не подвергал достаточному разбору ни в стихах, ни
просто в разговорах, и никто не говорил, что несправедливость - это
величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость -
величайшее благо.
Так вот ты в своем ответе и покажи нам не только, что справедливость
лучше несправедливости, но и какое действие производит в человеке
присутствие той или другой самой по себе - зло или благо. Мнений же о
справедливости и несправедливости не касайся, как это и советовал Главкон.
...



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
 
Сайт создан в системе uCoz