Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 9

Однако все это не количество, а скорее соотнесенное. В самом деле,
ни одна вещь не называется большой или малой сама по себе, а лишь поскольку
ее соотносят с другим, как, например, [какую-то] гору называют малой, а
просяное зерно - большим, поскольку последнее больше других зерен, а первая
меньше других гор.

Таким образом, имеет место соотнесение с другим: ведь если бы вещь
называлась большой или малой сама по себе, то гора никогда не называлась бы
малой, а просяное зерно - большим. Точно так же мы говорим, что в селении
много людей, а {8} в Афинах мало, хотя здесь их во много раз больше, чем
там, и что в доме много людей, а на представлении мало, хотя их здесь
гораздо больше. Далее, длина в два или в три локтя и все тому подобное
означает количество, между тем "большое" или "малое" означает не количество,
а скорее соотнесенное. В самом деле, большое и малое рассматриваются в
отношении к другому; поэтому очевидно, что то и другое принадлежит к
соотнесенному.

Далее, признает ли их кто-нибудь количеством или не признает, во всяком
случае нет ничего противоположного им; в самом деле, как можно назвать
что-то противоположным тому, что может быть взято не само по себе, а [лишь]
в соотнесении с другим? Далее, если "большое" и "малое" будут
противоположностями, то окажется, что одно и то же допускает в одно и то же
время противоположности и что вещи противоположны сами себе: ведь иногда
бывает, что одно и то же в одно и то же время и велико и мало, ибо по
сравнению с одним оно мало, а по сравнению с другим оно же велико, поэтому
одно и то же бывает в одно и то же время и большим и малым, так что оно
допускает в одно и то же время противоположности. Но, надо полагать, ничто
не допускает в одно и то же время противоположностей, "а как мы это видим в
отношении сущности: она, надо полагать, способна принимать
противоположности, но во всяком случае ничто не бывает в одно и то же время
больным и здоровым, как не бывает вместо белым и черным; и среди всего
остального нет ничего, что допускало бы в одно и то же время
противоположности. Иначе получается, что вещи противоположны сами себе. В
самом деле, если большое противоположно малому, а одно и то же в одно и то
же время велико и мало, то оно, можно сказать, противоположно само себе. Но
быть противоположным самому себе - это нечто несообразное. Значит, "большое"
не противоположно "малому" и "многое" - "малочисленному". Так что если даже
причислять их не к соотнесенному, а к количеству, то все нее они не будут
иметь ничего противоположного.

Противоположность по количеству, надо полагать, имеется главным образом
у места. В самом деле, "верх" считают противоположным "низу", называя место
у средины "низом", так как расстояние от средины Вселенной до со пределов
самое большое. По видимому, и определение остальных противоположностей
заимствуется от этих: как противоположные друг другу определяют те вощи из
одного и того же рода, которые больше всего отдалены друг от друга.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz