Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 6

Я этим
не хочу сказать, что одна сущность не может быть сущностью в большей или в
меньшей мере, чем другая (выше уже было сказано, что это так), а хочу
сказать, что о каждой сущности, как таковой, не говорится как о сущности в
большой или в меньшей степени. Так, например, если эта вот сущность есть
человек, то не будет человеком в большей и в меньшей мере ни сам он по
отношению к себе, ни один по отношению к другому. Ведь один человек не в
большей мере человек, чем другой, не так, как одно белое в большей и в
меньшей степени бело, чем другое, и не так, как одно красивое называется
более красивым или менее красивым, чем другое. [В подобных случаях] и об
одном и том же можно сказать, что оно по отношению к себе бывает [в разное
время] таковым в большей и в меньшей степени; например, тело, будучи белым,
в настоящее время называется белым в большей степени, чем прежде, или будучи
теплым - в большей и в меньшой степени теплым. Сущность же никак не
называется сущностью в большей или в меньшей мере.

Ведь и человек не называется в настоящее время в большей мере
человеком, чем прежде. И точно так же - ничто другое из того, что есть
сущность. Таким образом, сущность не допускает большей и меньшей степени.
Главная особенность сущности - это, надо полагать, то, что, будучи
тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности,
между тем об остальном, что не есть сущность, сказать такое нельзя, [т. е.]
что, будучи одним по числу, оно способно принимать противоположности; так,
один и тождественный по числу цвет не может быть белый и черным; равным
образом одно и то же действие, одно по числу, не может быть плохим и
хорошим. Точно так же у всего другого, что не есть сущность.

Сущность же, будучи одной и тождественной по числу, способна принимать
противоположности; так, отдельный человек, будучи единым и одним и тем же,
иногда бывает бледным, иногда смуглым, а также теплым и холодным, плохим и
хорошим. У всего другого этого, по-видимому, нет, разве что кто-нибудь
возразит и скажет, что речь и мнение способны принимать противоположности.
Ведь одна и та {6} же речь кажется истинной и ложной; например, если истинна
речь: "он сидит", то, когда он встанет, эта же речь будет ложной. То же
самое и в отношении мнения: если правильно полагают, что такой-то человек
сидит, то, когда он встанет, будет уже неправильно придерживаться этого
мнения о нем. Однако если и согласиться с этим, то все же имеется различие в
способе, [каким здесь и там принимаются противоположности]. В самом деле,
сущности принимают противоположности, меняясь сами. Ведь, став холодной из
теплой, сущность претерпела изменение (ибо она стала иной), и так же - став
из бледного смуглым и из плохого хорошим. Точно так же и во всех остальных
случаях сущность принимает противоположности, подвергаясь изменению; речь же
и мнение, будучи сами во всех отношениях неподвижными, остаются совершенно
без изменений, но из-за перемены обстоятельств для них получается
противоположное; в самом деле, речь, [например], "он сидит", остается все
той же, но в зависимости от происшедшей перемены обстоятельств она
называется то истинной, то ложной.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz