Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 8

Поэтому и место, можно
сказать, непрерывное количество: ведь его части соприкасаются па одной общей
границе.

Далее, одни количества состоят из частой, имеющих определенное
положение по отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого
положения; так, части линии имеют определенное положение по отношению друг к
другу: ведь каждая из них расположена где-то и можно было бы различить и
указать, где каждая находится на плоскости и с какой частью из остальных она
соприкасается. Точно так же имеют определенное положение и части плоскости:
можно точно так же указать, где находится каждая из этих частей и какие
части соприкасаются друг с другом. И равным образом - части тела и части
места. У числа же нельзя было бы показать, каким образом его части имеют
определенное положение по отношению друг к другу или где они находятся, а
также какие части соприкасаются друг с другом. Нельзя это показать и у
частей времени: ведь ни одна часть времени не неподвижна; а как может то,
что не неподвижно, иметь определенное положение? Скорее можно было бы
сказать, что время имеет некоторый порядок в том смысле, что одна часть
времени существует раньше, а другая - позже. Точно так же обстоит дело и с
числом - в том смысле, что один указывают при счете раньше, чем два, а два -
раньше, чем три; и именно в этом смысле у числа имеется, пожалуй, некоторый
порядок, а положение [для него] вовсе нельзя указать. И точно так же
произнесенное слово: ни одна часть его не неподвижна, а каждая уже сказана,
и се уже нельзя ухватить; поэтому у частей слова нет положения, раз ни одна
из них не неподвижна. Итак, одни количества состоят из частей, имеющих
определенное положение, другие - из частей, не имеющих положения.

Количеством в собственном смысле называется только то, что указано
выше; все остальное называется так привходящим образом; в самом деле, имея в
виду те, которые были указаны, мы называем количествами и остальное; так,
белое называется большим, потому что поверхность большая, и действие -
продолжительным, потому что оно совершается долгое время, и точно так же
движение - значительным: каждое из них называется количеством не само по
себе. Так, если кто-то указывает, сколь продолжительно действие, он
определит его временем, указывая, что это действие длится год или что-то в
этом роде; равным образом, указывая, что белое есть некоторое количество, он
определит его через поверхность: как велика поверхность, такое же по
величине, скажешь ты, и белое. Так что только указанное ранее называется
количеством в собственном смысле и само по себе; из всего же остального
ничто не называется так само по себе, а если и называется, то привходящим
образом.

Далее, количеству ничто не противоположно. Когда речь идет об
определенных количествах, то ясно, что нет ничего противоположного им,
например длине в два или в три локтя, или той или иной поверхности, или
чему-то подобному: ведь им ничто не противоположно, разве только если
сказать, что "многое" противоположно "малочисленному" или "большое" -
"малому".



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz