Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 20

Что же касается остальных категорий - "когда",
"где" и "обладать", то ввиду полной их ясности о них говорится здесь лишь
то, что было сказано вначале, а именно что обладать означает, [например],
быть обутым, быть вооруженным, где - например, в Ликее, и остальное, что уже
было сказано о них.

...........................






ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ [Противоположности]




Благу необходимо противоположно зло. Это показывает наведение в каждом
отдельном случае; например, здоровью противоположна болезнь, мужеству -
трусость, и одинаково в других случаях. Но злу иногда противоположно благо,
иногда же зло; в самом дело, недостатку, который есть зло, противоположен
избыток, который также есть зло; равным образом и умеренность, будучи
благом, противоположна и первому и второму. Но такого рода противоположность
можно видеть лишь в немногих случаях, большей же частью злу противоположно
благо. Далее, если есть одна из противоположностей, то не обязательно, чтобы
была и другая. Когда все здоровы, должно быть здоровье, болезнь же нет;
равным образом, если все бело, должна быть белизна, чернота же нет. Далее,
если то, что Сократ здоров, противоположно тому, что Сократ болен, а то и
другое может быть в одно и то же время присуще одному и тому же, то при
наличии одной из этих противоположностей другая быть не может: в случае если
Сократ здоров, Сократ не может быть болен .

Ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что
тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по
природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а
справедливость и несправедливость - в душе человека.

С другой стороны, все противоположности необходимо принадлежат к одному
и тому же роду, либо к противоположным родам, или же они сами роды. В самом
деле, белое и черное принадлежат к одному и тому же роду (ведь их род -
цвет), справедливость и несправедливость - к противоположным родам (ведь для
первой род - добродетель, для второй - порок), благо же и зло не принадлежат
к какому-либо роду, а сами оказываются родами для другого.



ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ [Предшествующее и последующее]



{17}

О том, что одно предшествует другому, [или первое другого], говорится в
четырех смыслах. В первом и самом основном смысле - по времени, в
зависимости от которого об одном говорится как о более старом и более
древнем по сравнению с другим: ведь нечто называется более старым и более
древним потому, что времени прошло больше.

Во-вторых, первее то, что не допускает обратного следования бытия;
например, "одно" первее "двух": если имеется "два", то прямо следует, что
имеется "одно"; но если имеется "одно", то из этого не обязательно следует,
что имеется "два", так что от "одного" нет обратного следования остального.
Таким образом, перевес, надо полагать, то, от чего нет обратного следования
бытия. В-третьих, о том, что первое, говорится в смысле определенного
порядка, так, как в пауках и речах.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz