Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 3

А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам
принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - и эти виды, и их
роды; например, отдельный человек принадлежит к виду "человек", а род для
этого вида - "живое существо". Поэтому о них говорят как о вторых сущностях,
например "человек" и "живое существо".

Из сказанного очевидно, что у того, что говорится о подлежащем,
необходимо сказывается о подлежащем и имя и понятие; так, например, человек
сказывается о подлежащем - об отдельном человеке - и о нем, конечно,
сказывается имя [человека]: ведь отдельного человека назовешь человеком и
определение человека будет сказываться об отдельном человеке, ведь отдельный
человек есть и человек, и живое существо. Таким образом, и имя и определение
будут сказываться о подлежащем. Напротив, у того, что находится в
подлежащем, в большинстве случаев ни имя, ни определение не сказываются о
подлежащем; в некоторых же случаях ничто не мешает, чтобы имя иногда
сказывалось о подлежащем, но определение не может сказываться о нем. Так,
белое, находясь в теле как в подлежащем, сказывается о подлежащем (ведь тело
называется белым), но понятие белого никогда не может сказываться о теле. А
все другое [помимо первых сущностей] или говорится о первых сущностях как о
подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Это становится ясным,
если брать отдельные случаи: живое существо, например, сказывается о
человеке, поэтому оно будет сказываться и об отдельном человеке; ведь если
бы оно не сказывалось ни об одном из отдельных людей, оно не сказывалось бы
и о человеке вообще. Далее, цвет находится в теле; стало быть, и в отдельном
теле. Если бы он не находился ни в одном из отдельных тел, он не находился
бы и в теле вообще. Таким образом, все другое [помимо первых сущностей] или
говорится о первых сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в
подлежащих. Поэтому, если бы не существовало первых сущностей, не могло бы
существовать и ничего другого.

Из вторых сущностей вид в большей мере сущность, чем род, ибо он ближе
к первой сущности. В самом деле, если станут объяснять, что такое первая
сущность, то ее объяснят доступнее и более подходяще, указывая вид, чем
укалывая род; так, указывая отдельного человека, укажут понятное, указывая,
что он человек, нежели указывая, что он живое существо; первое более
свойственно для отдельного человека, второе более общи; и, указывая
отдельное дерево, мы укажем понятнее, указывая, что оно дерево, нежели
указывая, что оно растение. Далее, сущностями называются прежде всего первые
сущности, потому что для всего остального они подлежащие и все остальное
сказывается о них или находится в них. И так же как первые сущности
относятся ко всему остальному, так и вид относится к роду, а именно: вид
есть подлежащее для рода, ведь роды сказываются о видах, виды же не
сказываются о родах.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz