Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 13

Однако но для всех соотнесенных между
собой [сторон], надо полагать, правильно, что они по природе существуют
вместе. Ведь познаваемое, надо полагать, существует раньше, чем знание; в
самом деле, большей частью мы приобретаем знания, когда предметы их уже
существуют; лишь редко можно видеть - а может быть, таких случаев и нет, -
чтобы знание возникало вместе с познаваемым. Далее, с уничтожением
познаваемого прекращается и знание, между тем с прекращением знания
познаваемое не уничтожается; в самом дело, если нет познаваемого, то нет
{11} и знания (ведь оно было бы в таком случае знанием ни о чем); если же
нет знания, то ничто не мешает, чтобы существовало познаваемое, например
квадратура круга, если только она нечто познаваемое: знания о ней еще нет,
но сама она существует как познаваемое. Далее, с уничтожением всякого живого
существа знания не будет, но множество предметов познания может
существовать.

Подобным же образом обстоит дело и с чувственным восприятием:
воспринимаемое чувствами существует, надо полагать, раньше, чем чувственное
восприятие. В самом деле, с уничтожением воспринимаемого чувствами
прекращается и чувственное восприятие, между тем чувственное восприятие не
устраняет вместе с собой воспринимаемое чувствами. В самом деле, восприятия
принадлежат к телу и находятся в теле. С уничтожением воспринимаемого
чувствами уничтожается и тело (ведь тело есть нечто воспринимаемое
чувствами), но если нет тела, то прекращается и чувственное восприятие; так
что воспринимаемое чувствами устраняет вместе с собой чувственное
восприятие. Между тем чувственное восприятие не устраняет вместе с собой
воспринимаемого чувствами: с уничтожением животного прекращается чувственное
восприятие, но воспринимаемое чувствами будет существовать, например тело,
теплое, сладкое, горькое и все остальное воспринимаемое чувствами.

Далее, чувственное восприятие возникает вместе с тем, кто воспринимает
чувствами; в самом деле, животное и чувственное восприятие появляются
вместе, воспринимаемое же чувствами существует и до чувственного восприятия:
ведь огонь, вода и тому подобные [элементы], из которых составляется
животное, имеются и до животного вообще, и до восприятия. Таким образом,
воспринимаемое чувствами, надо полагать, существует раньше чувственного
восприятия.

Можно спросить, действительно ли ни одна сущность, как полагают, не
принадлежит к соотнесенному, или же для некоторых вторых сущностей это
возможно. Что касается первых сущностей, то это действительно так: ни о них
как о целых, ни об отдельных их частях не говорят, что они соотнесенное. В
самом деле, об отдельном человеке не говорят, что он отдельный человек
чего-то, и об отдельном быке - что он отдельный бык чего-то. Точно так же и
о частях: об отдельной руке но говорят, что она отдельная рука кого-то, а
говорят о руке, что она рука кого-то; и об отдельной голове не говорят, что
она отдельная голова кого-то, а говорят о голове, что она голова кого-то.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz