Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 18

производным от этих искусств именем.

Иногда же хотя качество и имеет название, но то, что называется в
соответствии с ним, называется но производным от него именем; так, от
добродетели (arete) - хороший (spoydaios); в самом деле, хороший называется
так потому, что он обладает добродетелью, но назван он именем, не
производным от добродетели. Однако это бывает не часто. Итак, такими-то и
такими-то [вещи] называются в соответствии с перечисленными видами качества
производными от них именами или именами, образованными от них как-то иначе.

У качества бывает и противоположность; так, справедливость
противоположна несправедливости, белизна - черноте, и все остальное таким же
образом, равно как и все то, что названо по ним таким-то и таким-то,
например несправедливое противоположно справедливому и белое - черному. По
это имеет место но во всех случаях. В самом деле, огненно-красному, или
бледно-желтому, или другим подобным цветам нет ничего противоположного, хотя
они качества. Далее, если одна из двух противоположностей ость качество, то
и другая будет качеством. И это становится ясным, если привлечь к
рассмотрению остальные категории. Так, если справедливость противоположна
несправедливости, а справедливость есть качество, {15} то, значит, и
несправедливость - качество; в самом деле, ни одна из остальных категорий не
подходит к несправедливости - ни количество, ни отношение, ни "где" и вообще
ничего из них, кроме качества. Точно так же обстоит дело и с остальными
противоположностями у качества. Качества допускают большую и меньшую
степень. Об одном белом говорят, что оно более бело или менее бело, чем
другое, и об одном справедливом - что оно более справедливо или менее
справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно
приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать еще более белым; однако не
всегда так, а лишь большей частью. В самом деле, вызывает сомнение, можно ли
сказать, что одна справедливость есть большая или меньшая справедливость,
чем другая; и точно так же и относительно всякого другого свойства или
состояния. Ведь некоторый спорят об этом: они утверждают, что, конечно, одну
справедливость (или одно здоровье) никак нельзя называть большей или меньшей
справедливостью (или здоровьем), нежели другую, но один человек обладает
здоровьем в меньшей мере, чем другой, и справедливостью в меньшей мере, чем
на другой, и точно так же умением читать и писать и остальными свойствами и
состояниям. Но по крайней мере то, что называется по ним, бесспорно
допускает большую и меньшую степень; в самом деле, об одном говорят, что он
владеющий искусством чтения и письма в большой морс, чем другой, а также что
оп более здоров и справедлив, и точно так же в других случаях.

Между том "треугольное" и "четырехугольное", как и всякая другая
фигура, не допускает, видимо, большую степень. Ведь все, что принимает
определение треугольника или круга, есть треугольник или круг в одинаковой
мере, а из того, что не принимает такого определения, нельзя одно называть
[треугольником или кругом] в большей степени, нежели другое; в самом теле,
квадрат нисколько не в большей степени круг, нежели разносторонний
многоугольник, ибо ни тот ни другой не принимает определения крута.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz