Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 19

И
вообще, если оба не принимают определения предлежащего [предмета], то один
не может быть назван им в большей степени, нежели другой. Таким образом, не
все качественно определенное допускает большую и меньшую степень.

Итак, из указанных выше черт ни одна не составляет особенности
качества. О сходном же и несходном говорится только в отношении качеств. В
самом деле, одно сходно с другим лишь постольку, поскольку оно есть нечто
качественно определенное; поэтому особенностью качества будет то, что о
сходном и несходном говорится лишь в отношении его.

Не следует при этом смущаться, если кто-то скажет, что мы, имея
намерение говорить о качестве, сопричисляем к нему и много соотнесенного:
ведь мы говорили, что свойства и состояния принадлежат к соотнесенному. Дело
в том, что почти у всех них роды, правда, суть соотнесенное, но ни одно
отдельное свойство и состояние не есть соотнесенное. В самом деле,
относительно знания как рода говорится, что то, что оно есть, оно есть в
связи с другим (ведь говорят: знание чего-то); но о каждой отдельной отрасли
знания но говорят, что то, что она есть, она есть в связи с другим;
например, о грамматике не говорят, что она грамматика чего-то, и об
искусстве музыки - что она музыка чего-то; разве только через род они могут
быть обозначены как соотнесенное; например, грамматика называется знанием
чего-то, но не грамматикой чего-то, и искусство музыки - знанием чего-то, но
не музыкой чего-то. Так что отдельные отрасли знания не принадлежат к
соотнесенному. Между тем мы называемся такими-то и такими-то в соответствии
с отдельными отраслями знания, ведь как раз ими мы обладаем; в самом деле,
знающими мы называемся потому, что мы обладаем каким-нибудь из отдельных
знаний. Вот почему эти знания будут качествами, а именно отдельные отрасли
знания, в соответствии с которыми мы иногда и называемся такими-то и
такими-то, а к соотнесенному они но принадлежат. Кроме того, если бы одно и
то же и оказалось и соотнесенным и качеством, то вовсе по было бы нелепо
причислять его к обоим этим родам. {16}



ГЛАВА ДЕВЯТАЯ [Остальные шесть категорий]




Действие и претерпевание также допускают и противоположность себе, и
большую и меньшую степень. В самом дело, нагревать и охлаждать, равным
образом быть нагреваемым и быть охлаждаемым, испытывать радость и испытывать
печаль - все это противоположно одно другому, так что они допускают
противоположность себе. Они допускают также большую и меньшую степень: ведь
можно нагревать что-то больше или меньше и можно быть нагреваемым больше или
меньше. Следовательно, действие и претерпевание допускают большую и меньшую
степень.

Итак, вот что сказано об этих категориях. Что касается [категории]
"находиться в каком-то положении", то относительно нее уже было сказано при
рассмотрении соотнесенного, что она называется именем, производным от
различного рода положения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz