Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 5



И пусть нас не смущает то, что части сущностей находятся в целых как в
подлежащих, чтобы нам не пришлось когда-нибудь утверждать, что эти части не
сущности: ведь о том, что находится в подлежащем, было сказано, что оно
находится в нем не так, как части содержатся в каком-нибудь [целом].
Сущностям и видовым отличиям свойственно то, что все [составленное] из них
говорится соименно. Все [составленные] из них сказуемые сказываются или о
единичном, или о видах. Первая сущность не составляет никакого сказуемого:
ведь она не сказывается ни о каком подлежащем. Что же касается вторых
сущностей, то вид сказывается о единичном, а род - и о виде, и о единичном.
Точно так же и видовые отличия сказываются и о видах, и о единичном. Далее,
первые сущности принимают понятие вида и рода, а вид - понятии рода. Ибо
все, что говорится о сказуемом, может быть применено и к подлежащему. Таким
же образом и виды и единичное принимают понятие видового отличия. Соименными
же были у нас названы те предметы, у которых и имя общее, и понятие одно и
то же. Поэтому все {5} [составленное] из сущностей и из видовых отличий
говорится соименно.

Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто. Что
касается первых сущностей, то бесспорно и истинно, что каждая из них
означает определенное нечто. То, что она выражает, есть нечто единичное и
одно по числу. Что же касается вторых сущностей, то из-за формы наименования
кажется, будто они в равной степени означают определенное нечто, когда,
например, говорят о "человеке" или о "живом существе"; однако это не верно.
Скорее они означают о некоторое качество, ведь в отличие от первых сущностей
подлежащее здесь не нечто одно: о многих говорится, что они люди и живые
существа. Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество, как,
[например], белое: ведь белое не означает ничего другого, кроме качества.
Вид же и род определяют качество сущности: ведь они указывают, какова та или
иная сущность. Род при этом определяет нечто большее, чем вид: тот, кто
говорит "живое существо", охватывает нечто большее, чем тот, кто говорит
"человек".

Сущностям свойственно и то, что им ничего не противоположно; в самом
деле, что могло бы быть as противоположно первой сущности, например
отдельному человеку или отдельному живому существу? Ничто им не
противоположно. Равным образом нет ничего противоположного и человеку или
живому существу. Однако это не особенность сущности; это встречается и у
многого другого, например у количественного. Ведь длине в два локтя или в
три локтя нет ничего противоположного, так же и десяти и [вообще] никакому
количеству, разве только если сказать, что "многое" противоположно
"малочисленному" или "большое" - "малому". Во всяком случае ни одному из
определенных количеств ничего не противоположно.

Сущность, надо полагать, не допускает большей и меньшей степени.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz