Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 2

Наконец, иное не находится в подлежащем и
не говорится о каком-либо подлежащем, например отдельный человек и отдельная
лошадь. Ни то ни другое не находится в подлежащем и не говорится о
подлежащем. И вообще все единичное и все, что одно по числу, не говорится ни
о каком подлежащем, однако ничто не мешает чему-то такому находиться в
подлежащем. В самом деле, определенное умение читать и писать принадлежит к
тому, что находится в подлежащем, но ни о каком подлежащем не говорится как
об определенном умении читать и писать).




ГЛАВА ТРЕТЬЯ [Род как сказуемое. Видовые отличия]




Когда одно сказывается о другом как о подлежащем, все, что говорится о
сказуемом, применимо и к подлежащему, например: "человек" сказывается об
отдельном человеке, а "живое существо" - о "человеке", следовательно, "живое
существо" будет сказываться и об отдельном человеке: ведь отдельный человек
есть и человек и живое существо. У вещей, относящихся к разным и не
подчиненным друг другу родам, различны и их видовые отличия, например у
живого существа и у знания. Видовые отличия у живого существа - это "живущее
на суше", "двуногое", "крылатое" и "обитающее в воде", но ни одно из них не
есть видовое отличие у знания: ведь одно знание отличается от другого не
тем, что оно двуногое. Однако же никто не мешает, чтобы в пределах
подчиненных друг другу родов видовые отличия были одними и теми же: ведь
высшие роды сказываются о подчиненных им, а потому, сколько видовых отличии
имеется у сказуемого, столько же будет иметься и у подлежащего.




ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Десять категорий]




Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или
"сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или
"когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или
"действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это,
например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в
три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению
к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в
Ликее, на площади; "когда" - например, {3} вчера, в прошлом году;
"находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" -
например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет;
"претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по
себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается
сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или
истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и
не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".




ГЛАВА ПЯТАЯ [Сущность]




Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном
смысле, - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится
ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная
лошадь.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz