Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 16

Точно так же обстоит дело и с твердым и мягким.

Твердое называется так потому, что оно имеет способность не поддаваться
легко раздроблению, а мягкое - потому, что не имеет способности к этому.

Третий вид качества - претерпеваемые свойства и состояния. Таковы,
например, сладкость, горечь, терпкость и все сходное с ними; кроме того,
тепло, холод, белизна и чернота. Что они качества - это очевидно: то, что
ими наделено, называется таким-то в соответствии с ними; например, мед
называется сладким, так как он наделен сладкостью, и тело называется белым,
так как оно наделено белизной. Точно так же обстоит дело и в остальных
случаях. А претерпеваемыми свойствами они называются не потому, что то, что
наделено ими, само что-то претерпевает или испытывает: мед называется
сладким не потому, что он что-то испытал, и все тому подобное - точно так
же. Равным образом и тепло и холод называются претерпеваемыми свойствами не
потому, что наделенное ими что-то испытало. Называются они так потому, что
каждое из упомянутых качеств оказывает некоторое воздействие на [внешние]
чувства. Действительно, от сладкости воздействие испытывает вкус, а от тепла
- осязание, и сходным образом остальные [такого рода] качества.

Что же касается белизны, черноты и других цветов, то они называются
претерпеваемыми свойствами не по той же причине, что упомянутые качества, а
потому, что они сами порождены испытываемыми воздействиями. Что многие
перемены в цвете происходят из-за воздействий, испытываемых [душой], - это
ясно; в самом деле, кто испытал стыд - покраснел, кто испытал страх -
побледнел, п так в каждом подобном случае. Поэтому если кто так же
естественным образом испытал нечто подобное, то следует ожидать, что в
зависимости от некоторых естественных обстоятельств у него будет такой же
цвет [лица]. Действительно, то же состояние тела, которое в первом случае
возникло при испытании стыда, может возникнуть и в зависимости от
естественного строения тела, а потому естественным образом возникает и такой
же цвет. Таким образом, те явления (symptomata) этого рода, которые берут
свое начало от тех или иных устойчивых и длительных состояний, называются
претерпеваемыми свойствами. В самом деле, бледность или смуглость называются
качествами (ведь нас называют такими-то благодаря им), когда они появляются
не только в зависимости от естественного строения тела, но и вследствие
продолжительной болезни или солнечного жара, и они [в этом случае] лишь с
трудом исчезают и даже остаются на всю жизнь (ведь нас называют такими-то
точно так же благодаря им). А те явления, которые возникают от чего-то легко
прекращающегося и быстро исчезающего, называют состояниями, но не
качествами. Дело в том, что по ним никого не называют таким-то и таким-то:
ведь краснеющего от стыда не называют краснолицым, а бледнеющего от страха -
бледнолицым, а скорее о них говорят, что они что-то испытали.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz