Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 10



[Определенное] количество, надо полагать, не допускает большую и
меньшую степень, например длина в два локтя: в самом деле, одно имеет длину
в два локтя не в большей степени, чем другое. Равным образом и число; одна
тройка, например, ничуть не в большей мере тройка, чем другая, и одна
пятерка ничуть не в большей мере пятерка, чем другая. И один промежуток
времени не называется временем в большей мере, чем другой. И вообще ни об
одном из перечисленных видов количества не говорится, что оно есть
количество в большей или меньшей мере. Стало быть, и количество, [так же как
сущность], но допускает большей и меньшей степени. Главная особенность
количества - это то, что о нем говорят как о равном и неравном; в самом
деле, о каждом из указанных количеств говорится как о равном и неравном;
так, говорят, что одно тело равно или неравно [другому] и что один
промежуток времени равен или неравен [другому]. Точно так же и о каждом из
остальных указанных количеств можно говорить как о равном и неравном. О
прочем же, что не есть количество, вовсе, по-видимому, нельзя говорить как о
равном или неравном. Так, об одном расположении вовсе не говорят, что оно
равно пли неравно [другому], а скорее, что оно сходно [с другим], и о чем-то
одном белом не говорят, что оно равно или неравно [другому белому], а
говорят, что оно одинаково [или неодинаково] бело. Таким образом, главная
особенность количества - это то, что о нем говорится как о равном и
неравном.



ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Соотнесенное]



{9}

Соотнесенным называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно
есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому; так,
о большем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь
говорят - большее, чем что-то; и о двойном говорят, что то, что оно есть,
оно есть в связи с другим. Ведь говорят - двойное против чего-то. Так же
обстоит дело и с другим им подобным. К соотнесенному принадлежит и такое,
как обладание, расположение, чувственное восприятие, знание, положение. В
самом деле, обо всем перечисленном говорят, что то, что оно есть, оно есть в
связи с другим, а не что-то иное: обладание есть обладание чем-нибудь, и
знание - знание о чем-нибудь, положение - положение чего-нибудь, и все
остальное точно так же. Таким образом, соотнесенное - это то, о чем говорят,
что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином
отношении к другому, как, например, одна гора называется большой в сравнении
с другой, так как ее называют большой по отношению к чему-то, и так же о
сходном говорят как о сходном с чем-то, и точно так же называется
соотнесенным и другое в этом роде. Далее, и возлежание, и стояние, и сидение
суть некоторые положения, а положение принадлежит к соотнесенному. С другой
стороны, лежать, стоять или сидеть - все это само по себе не положения, а
обо всем этом говорится как о производном от только что указанных положений.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz