Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 21

В доказывающих науках имеется
предшествующее и последующее по порядку (ведь [геометрические] элементы по
порядку предшествуют чертежам, а в искусстве чтения и письма звуки речи или
буквы предшествуют слогам), и одинаково в речах - а именно вступление по
порядку предшествует изложению [сути дела]. Далее, [в-четвертых], помимо
сказанного - лучшее и более чтимое, по-видимому, по природе первее. И обычно
большинство утверждает, что люди более почитаемые и более любимые им
"первее" его. Но этот смысл, пожалуй, наименее подходящий. Итак, вот,
пожалуй, в скольких смыслах говорят о том, что предшествует, [или первое].
По помимо указанных имеется, видимо, и другое значение того, что первее, а
именно: о той из вещей, допускающих обратное следование бытия, которая так
или иначе составляет причину бытия другой, можно было бы по справедливости
сказать, что она по природе первее. А что нечто такое есть, - это ясно:
бытие человека допускает обратное следование бытия с истинной речью о
человеке; в самом дело, если имеется человек, то верна речь о том, что он
человек. И это обратимо: если верна речь о том, что есть человек, то человек
есть. Но верная речь ни в коем случае не есть причина бытия вещи, однако
вещь, по-видимому, есть некоторым образом причина истинности речи: ведь в
зависимости от того, го существует ли вещь или нот, речь о ней называется
истинной или ложной. Так что о том, что одно предшествует другому, [или
первее другого], говорится в пяти смыслах.




ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [Данное вместе]




Как о данных вместе в прямом и самом основном смысле говорится о тех
[вещах], которые возникают в одно и то же время: ни одна из них не есть
предшествующее или последующее, а о них говорят, что они вместе по времени.
А данные вместе по природе - это те [вещи], которые, правда, допускают
обратное следование бытия, но одна никоим образом не есть причина бытия
другой, как, например, у двойного и половинного: они, правда, допускают
обратное [следование бытия] (ведь если есть двойное, есть и половинное, и,
если есть половинное, есть и двойное), но ни одно из них не есть причина
бытия другого.

Данными вместе по природе называются также [виды], соподчиненные одному
и тому же роду. Соподчиненными называются [виды], противопоставленные друг
другу в одном и том же делении, например пернатое - живущему на суше и
обитающему в воде. Все они соподчинены одному и тому же роду: ведь живое
существо делится на эти [виды] - на пернатое, живущее на суше и обитающее в
воде, и ни один из этих [видов] не первее [другого вида] и не есть
последующее [по отношению к нему], а, надо полагать, все такого рода
животные по природе вместе. И каждое из них может в свою очередь быть
разделено на [под] -виды, например и живущее на суше, и {18} пернатое, и
обитающее в воде. Стало быть, и те [подвиды] будут вместе по природе,
которые, принадлежа к одному и тому же роду, [противопоставлены] в одном и
том же делении.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz