|
Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 22 |
Роды же всегда первое видов: они не допускают обратного [с видами]
следования бытия; например, если имеется животное, обитающее в воде, то
имеется живое существо, но если имеется живое существо, то но обязательно
имеется животное, обитающее в воде.
Таким образом, данными вместе по природе называются те [вещи], которые,
правда, допускают обратное следование бытия, но одна никоим образом не есть
причина бытия другой, а также [виды], соподчиненные одному и тому же роду; в
прямом же смысле - вместе те [вещи], которые возникают в одно и то же время.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ [Шесть видов движения]
Имеется шесть видов движения - возникновение, уничтожение, увеличение,
уменьшение, превращение и перемещение.
Так вот, все движения явно отличаются друг от друга. В самом деле,
возникновение - это не уничтожение, увеличение - это по уменьшение или
перемещение, и точно так же в остальных случаях. Относительно же превращения
имеется сомнение: не обстоит ли дело так, что то, что изменяется в качестве,
необходимо изменяется через какое-нибудь из прочих движении. Но это но
верно, ибо почти во всех или в большинстве случаев испытывания нами чего-то
оказывается, что мы подвергаемся изменению в качестве, не участвуя ни в
одном из других движений. И самом дело, то, что движется в том смысле, что
оно что-то испытывает или претерпевает, не обязательно увеличивается или
уменьшается, и точно так же по участвует во всех других движениях, так что
превращение, можно сказать, отлично от всех других движений, ибо, если бы
оно было тождественно им, изменяющееся в качестве должно было бы тотчас же
увеличиваться или уменьшаться или должно было бы следовать какое-то из
других движений; между тем это не обязательно. Точно так же то, что
увеличивается или движется каким-нибудь иным движением, должно было бы в
таком случае изменяться в качестве. Однако бывает, что увеличиваются, не
изменяясь в качестве; так, квадрат, если приложить к нему гномон, правда,
увеличивается, но иным но качеству не становится; и точно так же в других
подобных случаях. Так что, пожалуй, [все] эти движения отличаются друг от
друга.
Движению вообще противоположен покой, но отдельным видам движения -
отдельные виды движения: возникновению - уничтожение, увеличению -
уменьшение, перемещению - пребывание на месте. В наибольшей же мере
противолежит, по-видимому, [перемещению] перемещение в противоположном
направлении, например движению вниз - движение вверх и движению сверху -
движение снизу. А для оставшегося вида движения нелегко указать, что ему
противоположно; ему, кажется, ничего не противоположно, если только ему не
противопоставлять неизменность в качестве или же изменение в противоположное
качество, подобно тому как перемещению противопоставляют пребывание па месте
или перемещение в противоположном направлении, превращение есть изменение в
качестве.
|
|