Философы Древней Греции - Платон - Апология Сократа - Страница 15


Не говоря уже о чести, мне кажется, что это и не- с правильно, о мужи, - просить
судью и избегать наказания просьбою, вместо того чтобы разъяснять дело и
убеждать. Ведь судья посажен не для того, чтобы миловать по произволу, но для
того, чтобы творить суд; и присягал он не в том, что будет миловать кого
захочет, но в том, что будет судить по законам. А потому и нам ни следует
приучать вас нарушать присягу, и вам не следует к этому приучаться, а иначе мы
можем с вами одинаково впасть в нечестие. Так уж вы мне не говорите, о мужи
афиняне, будто я должен проделывать перед вами то, чего я и так не считаю ни
хорошим, ни правильным, ни согласным с волею богов, да еще проделывать это
теперь, когда вот он, Мелет, обвиняет меня в нечестии. Ибо очевидно, что если бы
я вас уговаривал и вынуждал бы своею просьбою нарушить присягу, то научал бы вас
думать, что богов не существует, и, вместо того чтобы защищаться, попросту сам
бы обвинял себя в том, что не почитаю богов. Но на деле оно совсем иначе;
почитаю я их, о мужи афиняне, больше, чем кто-либо из моих обвинителей, и
предоставляю вам и богу рассудить меня так, как будет всего лучше и для меня, и
для вас.
ПОСЛЕ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ПРИГОВОРА
Многое, о мужи афиняне, не позволяет мне возмущаться тем, что сейчас случилось,
тем, что вы меня осудили, между прочим и то, что это не было для меня
неожиданностью. Гораздо более удивляет меня число голосов на той и на другой
стороне. Что меня касается, то ведь я и не думал, что буду осужден столь малым
числом голосов, я думал, что буду осужден большим числом голосов. Теперь же, как
мне кажется, перепади тридцать один камешек с одной стороны на другую, и я был
бы оправдан. Ну а от Мелета, по-моему, я и теперь ушел; да не только ушел, а еще
вот что очевидно для всякого: если бы Анит и Ликон не пришли сюда, чтобы
обвинять меня, то он был бы принужден уплатить тысячу драхм как не получивший
пятой части голосов.
Ну а наказанием для меня этот муж полагает смерть. Хорошо. Какое же наказание, о
мужи афиняне, должен я положить себе сам? Не ясно ли, что заслуженное? Так какое
же? Чему по справедливости подвергнуться или сколько должен я уплатить за то,
что ни с того ни с сего всю свою жизнь не давал себе покоя, за то, что не
старался ни о чем таком, о чем старается большинство: ни о наживе денег, ни о
домашнем устроении, ни о том, чтобы попасть в стратеги, ни о том, чтобы
руководить народом; вообще не участвовал ни в управлении, ни в заговорах, ни в
восстаниях, какие бывают в нашем городе, считая с себя, право же, слишком
порядочным человеком, чтобы оставаться целым, участвуя во всем этом; за то, что
я не шел туда, где я не мог принести никакой пользы ни вам, ни себе, а шел туда,
где мог частным образом всякому оказать величайшее, повторяю, благодеяние,
стараясь убеждать каждого из вас не заботиться ни о чем своем раньше, чем о себе
самом, - как бы ему быть что ни на есть лучше и умнее, не заботиться также и о
том, что принадлежит городу, раньше, чем о самом городе, и обо всем прочем таким
же образом.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
 
Сайт создан в системе uCoz