Философы Древней Греции - Платон - Послезаконие - Страница 2

Однако ни
один разумный человек никогда не захочет признать действительно мудрым того, кто
ими обладает.
Дело в том, что душа живого существа, лишенного разума, вряд ли может овладеть
всей добродетелью в совокупности. Ведь существу, незнакомому с тем, что такое
"два", "три", "нечет" или "чет", совершенно неведомо число как таковое, а потому
такое существо вряд ли сможет дать себе отчет в том, что приобретено только
путем ощущений и памяти. Правда, это ничуть не препятствует тому, чтобы иметь
прочие добродетели - мужество и рассудительность; но тот, кто не умеет правильно
считать, никогда не станет мудрым. А у кого нет мудрости, этой самой
значительной части добродетели, тот не сможет стать вполне благим, а значит, и
блаженным.
Если же кто примет во внимание божественность и бренность становления, в силу
чего в нем можно распознать и священное начало, и действительно сущее число, то
окажется, что далеко не всякий может познать все в совокупности число -
настолько велико для нас его значение, вызываемое его соприсутствием в нас.
[...] Ведь чуть ли не любое нечеткое, беспорядочное, безобразное, неритмичное и
нескладное движение и вообще все, что причастно чему-нибудь дурному, лишено
какого бы то ни было числа.
Если же, напротив, дело идет к худшему, то здесь приходится винить не
божественную природу, а человеческую, которая несправедливо распределяет свои
жизненные блага.
...Любая душа старше любого тела. [...] Разве не убедительно, что то, что лучше
- древнее и более богоподобно в противоположность худшему, которое моложе и
менее почтенно. Ведь повсюду тот, кто правит, старше подвластного и руководитель
во всех отношениях старше руководимого. Итак, признаем, что душа старше тела.
Раз это так, то, пожалуй, вполне убедительно, что первоначало у нас старше
первого порождения. Установим же, что начало начал более благообразно и что мы
вступили на правильный путь, ведущий к высочайшим вершинам мудрости, коснувшись
происхождения богов.
...Живое существо возникает тогда, когда сочетание души и тела порождает единую
форму.
Нет ничего бестелесного и вовсе не имеющего окраски, из чего могло бы возникнуть
нечто иное, за исключением действительно божественного рода души. Одному ему
подобает лепить и создавать формы, телу же, как мы и говорим, подобает только
поддаваться лепке, рождаться и становиться видимым. Роду души подобает быть
незримым и умопостигаемым, причастным памяти и умению учитывать чередование
четного и нечетного.
Итак, есть пять тел. Здесь надо назвать, во-первых, огонь, во-вторых - воду,
в-третьих - воздух, в-четвертых - землю, в пятых - эфир. Смотря по главенству
того или иного тела, получается много разных живых существ.
Земляной род движется в беспорядке, а огненный - в полном порядке. Тот род, что
движется в беспорядке, надо считать лишенным разума; таково большинство
окружающих нас животных. Движение же, совершающееся на небе в строгом порядке,
обнаруживает разумность. Достаточным доказательством разумности существования
служат самотождественное движение, действие и состояние.



Карта сайта 1 2 3 4
 
Сайт создан в системе uCoz